Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Разработка и сертификация легкого многоцелевого вертолета VRT 500 с российской стороны приостановлена
В конце ноября нынешнего года представители Фонда стратегического развития Абу-Даби объявили на официальном уровне, что эмиратский инвестиционный фонд Tawazun вышел из проекта по созданию легкого однодвигательного вертолета VRT 500. Стоит напомнить, что в 2021 г. эмиратский фонд Tawazun приобрел 50% акций российского КБ «ВР-Технологии» (дочерняя фирма холдинга «Вертолеты России») за $400 млн. Представители Экономического совета фонда Tawazun (организация из Объединенных Арабских Эмиратов по закупкам для нужд силовых структур) подписали 14 ноября 2021 г. на выставке «Дубай Эйршоу-2021» меморандум о намерении закупить 100 легких вертолетов VRT 500. Стоимость сделки оценивалась в сумму около 913 млн. дирхамов (18 млрд. руб.).
Соглашение о разрыве сделки было подписано с холдингом «Вертолеты России» во время проходившего с 13 по 17 ноября 2023 г. Международной авиационно-космической выставке «Дубай Эйршоу» (Dubai Airshow)–2023. О чем российская сторона не стала официально сообщать в отечественных СМИ.
Соответственно чисто управленческая компания Aeroter (Сингапур) тоже прекратила сотрудничество с российским вертолетным холдингом. Совместное предприятие Aeroter, зарегистрированное в Сингапуре, было создано с целью разработки и производства легкого вертолета VRT 500 и беспилотного вертолета VRT 300.
Разработку легкого многоцелевого вертолета VRT 500 осуществляло созданное в 2014 г. под «крышей» холдинга «Вертолеты России» КБ «Вертолеты России (ВР) - Технологии». В КБ работают приглашенные специалисты из Национального центра вертолетостроения (НЦВ) им. М.Л.Миля и Н.И.Камова, а также инженеры и конструкторы из других авиационных фирм.
VRT 500 – это легкий однодвигательный вертолет соосной схемы. По утверждению разработчиков, новая отечественная винтокрылая машина будет обладать самой объемной в своем классе грузопассажирской кабиной. Кабина вертолета рассчитана на перевозку 5 пассажиров или 730 кг груза. VRT 500 будет способен подниматься на высоту 6,1 км и преодолевать расстояние в 760 км. Максимальная взлетная масса VRT 500 составит 1,6 т, крейсерская скорость – 230 км/ч. В конструкции вертолета планировалось широко использовать композиционные материалы.
Намечалось, что VRT 500 будет оснащаться одним канадским газотурбинным двигателем (ГТД) PW207V, способным развивать мощность до 700 л.с. Двигатель PW207V для установки на машине VRT 500 собирались адаптировать под применение его на однодвигательном вертолете с внесением соответствующих изменений в сертификат типа. Отечественный аналог – двигатель ВК-650В пока проходит стендовые испытания. Разработчик обещает получить сертификат и развернуть серийное производство двигателя-аналога в 2024 г.
Систему кондиционирования воздуха для вертолета VRT 500 разрабатывал международный концерн Liebherr-Aerospace (французское подразделение концерна – Liebherr-AerospaceToulouseSAS), трансмиссию – итальянская компания Avio Aero. Поставщиком комплекса авионики FlytX была выбрана французская компания Thales. Итальянская компания Mecaer Aviation Group занималась разработкой системы управления и гидравлической системы для VRT 500. Одним из разработчиков дизайна для серийных VRT 500 (интерьера и экстерьера) была выбрана итальянская фирма Italdesign.
В СМИ на протяжении последних трех лет появлялась противоречивая информация по программе винтокрылой машины VRT 500. Согласно одной – серийное производство вертолета VRT 500 планировали развернуть в Италии, согласно другой – вертолет серийно намечали строить на авиазаводе в Улан-Удэ. Больше всего в СМИ муссировалась информация, что производство вертолетов VRT 500 планировалось запустить на бывшем заводе компании Breda-Nardini в Монтепрадоне (Италия), который «Вертолеты России (ВР) – Технологии» приобрели через покупку компании Vertex Aero (100% акций) весной 2020 г.
Согласно официальной информации, дочерняя фирма «ВР-Технологии» приобрела Vertex Aero у компании Mecaer Aviation Group (MAG), известной разработкой VIP-интерьеров для автомобилей и вертолетов. У фирмы Vertex Aerо есть разрешение EASA на конструкторскую деятельность в области вертолетостроения. Однако не известно ни об одном серийно выпускающемся вертолете, который бы разработали специалисты фирмы Vertex Aerо. Судя по информации из Интернета, фирма Vertex Aerо в основном оказывает консалтинговые услуги в области авиации.
В 2020 г. заявляли, что первый полет нового однодвигательного вертолета VRT 500 запланирован на 2022 г., однако во время «Дубай Эйршоу-2021» срок начала летных испытаний перенесли на 2023 г., а начало производства – на 2024-25 гг. Управленческая компания Aeroter (Сингапур) рассчитывала сертифицировать машину VRT 500 в 2024 г.
Пока дальнейшая судьба проекта по вертолету VRT 500 не ясна. В Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. нет упоминания о серийном производстве вертолета VRT 500. Из этого можно сделать предположение, что проект по легкому многоцелевому вертолету с российской стороны приостановлен. Можно сделать предположение, что из-за введенных многочисленных западных санкций руководством Минпромторговли РФ принято решение отложить до «лучших времен» реализацию проекта по вертолету VRT 500.
Юрий Пономарев
Фото ГК «Ростех»
На снимке: натурный макет вертолета VRT 500