Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В 2023 г. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) должна поставить отечественным заказчикам около 30 вертолетов семейства Ми-8/17/171 гражданского назначения
Поставки вертолетов по лизингу
Во втором полугодии нынешнего года АО «ГТЛК» сделало аванс для производства 31 вертолета семейства Ми-8/17 за счет второго транша из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на реализацию авиационных инвестиционных проектов. Самый крупный контракт по линии ГТЛК у авиакомпании «ЮТэйр» – 15 вертолетов Ми-17.
Через АО «ГТЛК» поставляется приблизительно 45% гражданской винтокрылой техники, произведенной на предприятиях, входящих в холдинг «Вертолеты России». Всего в рамках заключенных контрактов в течение 2023-2025 гг. ГТЛК должна передать 17 российским авиакомпаниям 86 винтокрылых машин Ми-8АМТ/Ми-8МТВ, поставки которых будут полностью профинансированы на сумму в 44,5 млрд. рублей из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Серийное производство вертолетов
По данным Росстата, за 9 месяцев 2023 г. российскими авиазаводами было изготовлено 43 гражданских вертолета (на 50 меньше, чем за 9 месяцев 2022 г.).
Согласно Комплексной программы развития авиационной отрасли России до 2030 г., в текущем 2023 г. должно быть построено для гражданских заказчиков 39 вертолетов марки Ми-8МТВ-1 и 13 машин марки Ми-8АМТ.
Вертолеты марки Ми-8МТВ-1 (экспортный вариант имеет обозначение Ми-17-1В) изготавливаются на Казанском вертолетном заводе, а винтокрылые машины марки и Ми-8АМТ (Ми-171) – на Улан-Удэнском авиационном заводе, которые входят в холдинг «Вертолеты России» госкорпорации (ГК) «Ростех».
Проблемы с производством двигателей
Весной нынешнего года вице-премьер правительства и руководитель Минпромторговли РФ Денис Мантуров заявил, что «производство современных модификаций вертолета Ми-8 на сегодняшний день ограничено объемами выпуска двигателей ВК-2500». Д.Мантуров, в частности, сказал, выступая на заседании комитета по экономической политике Совета Федерации: «...Раскачали производство моторов в итоге до 300, а потребность на сегодня – свыше 500 двигателей в год».
Недавно в СМИ стран Ближнего Востока появилось сообщение, которое затем появилось и в Интернете, что Россия обратилась с предложением к ряду арабских стран, в частности, к Египту выкупить вертолетные двигатели б/у с оставшимся ресурсом, предназначенные для установки на винтокрылых машинах семейства Ми-8/17/171.
Согласно Комплексной программы развития авиационной отрасли России до 2030 г., в текущем 2023 г. должно быть суммарно изготовлено для гражданских заказчиков 127 двигателей марки ВК-2500/ТВ3-117, а в следующем 2024 г. – 151 новых моторов марки ВК-2500/ТВ3-117 для вертолетов для гражданского назначения.
Юрий Пономарев
Фото автора