Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Прошедший год показал, что первоначальные сроки создания целого ряда перспективных авиационных двигателей сдвигаются «вправо»
Правительством России в конце июня 2022 г. была принята Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. На программу планируется выделить из госбюджета 770 млрд. руб. Прошел один год и в федеральную программу начали вносить коррективы. На официальном сайте правительства РФ опубликовано распоряжение № 2259-р от 22 августа 2023 г., согласно которому вносятся изменения в принятую 25 июня 2022 г. Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. (в настоящее время называется Комплексной программой развития авиационной отрасли).
Согласно Программе, двигателестроительная отрасль должна выпустить около 5 тыс. авиадвигателей к 2030 г. Среди них есть серийно выпускаемые моторы и находящиеся в разработке. Финансирование по линии госбюджета госпрограммы развития российской авиапромышленности в 2023 г. должно составить 38,5 млрд. руб., в 2024 г. – 41,5 млрд. руб., в 2025 г. – 39,2 млрд. руб. Эти суммы заложены в проекте госбюджета. В частности, на поддержку предприятий двигателестроения заложено по 885 млн. руб. ежегодно.
Насколько реалистичны заявленные сроки и объемы выпуска авиационных моторов стало проявляться в настоящее время. В частности, недавно стало известно, что передвинуты сроки по сертификации двигателя ПД-8 для самолетов марки «Суперджет» (SJ-100) и Бе-200.
Согласно официальной информации, сдвинуты «вправо» по срокам летные испытания двигателя ВК-650В, которым решено оснащать вертолеты марки «Ансат и Ка-226, планируется начать в 2024 г.
Стало также известно, что в ближайшие два года двигатели семейства ТВ7-117 будут проходить доработку и только потом начнут серийно выпускаться небольшими партиями.
Естественно, что все изменения, связанные со сроками реализации программ, скажутся на выполнении самолетных и вертолетных проектов для гражданской авиации России.
Время после принятия многочисленных санкций против России показало, что у страны нет ресурсов выполнить большое количество программ по импортозамещению в области авиационного двигателестроения в заявленные сжатые сроки.
Юрий Пономарев
Фото ОДК