Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На стадии разработки растет стоимость легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 "Байкал"
Разработка самолета
Недавно в Минпромторговле РФ заявили, что опытно-конструкторские работы по созданию легкого многоцелевого однодвигательного самолета ЛМС-901 «Байкал» в базовой конфигурации ведется согласно утвержденному графику и сертифицировать машину планируется в конце 2023 г. Вначале новая машина в базовой конфигурации будет перевозить только грузы и использоваться для авиалесоохраны.
В настоящий момент самолет ЛМС-901 комплектуется сертифицированным турбовинтовым двигателем (ТВД) H80-100 GE Aviation (США), который серийно выпускается на бывшем чешском предприятии «Валтер Эйркрафт Энджин». Это чешское предприятие было приобретено американцами в 2008 г. Двигатель Н80-100 – это усовершенствованный американцами чешский мотор Валтер М601. Однако поставки ТВД Н80-100 (мощностью 800 л.с.) в Россию были приостановлены в 2022 г. из-за санкций.
Отечественный ТВД ВК-800СМ для самолета ЛМС-901 «Байкал» планируют сертифицировать к концу 2024 г. Только на третий квартал 2024 г. намечен первый полет самолета ЛМС-901 «Байкал» с ТВД ВК-800СМ. По официальной информации, серийный выпуск этих двигателей на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) будет развернут с 2025 г. Согласно озвученным планами, предусматривается изготовление 25 самолетов ЛМС-901 и 30 двигателей ВК-800СМ в год, начиная с 2026 г. Вместе с тем можно также предположить, что сертификация ТВД ВК-800СМ может быть сдвинута «вправо». Стоит заметить, что ТВД ВК-800 разрабатывается около 20 лет.
Также следует сказать, что дивизион «Двигатели» УЗГА занимается разработкой ВК-800СМ совместно с головным разработчиком мотора – компанией из Санкт-Петербурга «ОДК-Климов». В этом проекте вместе с АО «ОДК-Климов» и УЗГА также принимает участие Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) – АО «ОДК-УМПО».
Предполагаются, что впоследствии заказчики смогут выбрать один из двух вариантов двигателя: российский или американо-чешский. Конечно, все войны когда-нибудь кончаются миром. Однако будут ли сняты многочисленные санкции стран западной коалиции в обозримом будущем – это вопрос.
Проанализировав имеющуюся информацию, можно сделать вывод, что самолет ЛМС-901 собираются вначале сертифицировать с ТВД Н80-100 (межремонтный ресурс двигателя 4 тыс. часов), а затем по мере готовности – с отечественным ВК-800СМ (по неофициальной информации, межремонтный ресурс заявлен трехзначным числом).
Стоимость самолета
В нынешнем ноябре руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунов заявил, что, согласно текущим расчетам, полная стоимость самолета ЛМС-901 превысит 200 млн. рублей. А.Чекунов сообщил, что повысить эффективность закупки самолета авиакомпаниями можно за счет удлинения срока действия лизинга и с помощью использования льготных средств ВЭБ.РФ.
Первоначально в соответствии с техзаданием, было обозначено, что стоимость одного экземпляра самолет «Байкал» будет в пределах 120 млн. руб. Так поначалу и было: стоимость ЛМС-901 в базовом исполнении в ценах 2020 г. была 120 млн. руб. Затем в нынешнем году стоимость самолета в базовой комплектации (без автопилота) подняли до 178 млн. руб.
Сейчас эксперты высказывают мнение, что 200 млн. рублей – это не предел. К этапу сертификации цена одного самолета ЛМС-901 со всеми необходимыми опциями для дальневосточной авиакомпании «Аврора» (стартовому заказчику машины) может перевалить за 280 млн. руб.
В конечном итоги машина ЛМС-901 «Байкал» в силу своей дороговизны может оказаться неподъемной для многих заказчиков. Также дорогой «Байкал» может оказаться непригоден для перевозки пассажиров на Дальнем Востоке из-за местной специфики и регламентов для одномоторных самолетов. Поэтому вначале решили проверить самолет при пробной эксплуатации в 2025-2026 гг.
Досье сайта
Масса пустого однодвигательного самолета ЛМС-901 «Байкал» составляет 2,04 т, а максимальный взлетный вес – 4,8 т. Расчетная максимальная скорость полета – 300 км/ч. Расчетная максимальная дальность – 3 тыс. км. Расчетная дальность с нагрузкой 2 т – 1,5 тыс.км. Первый полет самолет совершил 30 января 2022 г.
Самолет ЛМС-901 должен эксплуатироваться при температурах от -50°C до +55°C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега/пробега – 250 м. Планируется, что с базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования самолет будет летать до 73° северной широты.
Разработчиком самолета ЛМС-901 является дочерняя фирма Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – «Байкал Инжиниринг». УЗГА входит в состав госкорпорации «Ростех».
Юрий Пономарев
Фото ОДК