Отечественный легкий многоцелевой самолет СП-30 будут собирать в Казахстане

Компании «Первое опытно-конструкторское бюро» из Таганрога и «Казахстанская авиационная индустрия» подписали соглашение о локализации сборочного производства легкого многоцелевого самолета СП-30 в республике

Соглашение в сентябре нынешнего года подписали директор по продажам ООО «Первое ОКБ» Артем Кочергин и генеральный директор компании «Казахстанская авиационная индустрия» Данияр Амангильдин.

Компании также решили совместно продвигать на рынке различные модификации легкого однодвигательного самолета СП-30. Сборка самолетов СП-30 будет проходить в авиационно-техническом центре компании «Казахстанская авиационная индустрия (КАИ)». По расчетам руководства ООО «Первое ОКБ», организация серийного производства должна занять 3-4 месяца. Первые серийные машины СП-30 лицензионной сборки должны появиться зимой 2024 г.

ООО «Первое ОКБ» было зарегистрировано Таганроге в 2001 г. Предприятие занимается проектированием и производством летательных аппаратов и авиационного оборудования. Фирма располагает собственным конструкторским бюро и производственными площадями более 2,5 тыс. кв. м.

Летательный аппарат СП-30 представляет собой двухместный цельнометаллический самолет с максимальной взлетной массой до 500 кг. Самолет изготавливается из дюралюминия и стальных труб. СП-30 спроектирован на основе летной годности JAR-VLA. Машина разработана КБ «Спектр-Аэро» и выпускается серийно в Таганроге с 2003 г. Выпущено около 250 экземпляров. Главный конструктор – Анатолий Водолазский.

Первый полностью переработанный на основе российских военных технологий самолёт был представлен на авиасалоне МАКС-2003. В последующие годы несколько раз проходил модернизацию. На самолете можно устанавливать три варианта поршневых двигателей, работающих на автомобильном бензине марки АИ-95.

На самолете СП-30 можно установить двигатели РСМ-100 (Россия) или С-100 (Китай) или Rotax-912 (Австрия) мощностью 100 л.с. с воздушным охлаждением цилиндров и жидкостной системой охлаждения головок цилиндров. Все три варианта силовой установки представляют собой конструктивно один двигатель под разными брендами. Крейсерская скорость полета СП-30 составляет 120 км/ч.

Самолет СП-30 – редкий случай, когда легкий многоцелевой самолет выпускается довольно большой серией. Необходимо сказать, что большой серией выпущены легкие самолеты компании «Авиатика». Обычно серия у большинства отечественных машин подобного класса составляет несколько десятков. В пример можно привести такие легкие самолеты, как А-27 и А-29, Сигма-2/4, гидросамолеты Л-42 и ЛА-8 и др.

В течение последних тридцати лет целая серия легких многоцелевых самолетов была разработана и построена высококвалифицированными специалистами НКФ «Техноавиа» (главный конструктор Вячеслав Кондратьев). Небольшой серией легкие машины фирмы «Техноавиа» строились на Смоленском авиазаводе.

Большой модельный ряд легких самолетов авиации общего назначения (АОН) был разработан фирмой под руководством Евгения Грунина. В частности, машина Т-411 «Аист», созданная в АО « АО «Хруничев Авиатехника».

Однако, когда остро встал многолетний вопрос о создании легкого многоцелевого самолета, быстро «появился на свет» новый разработчик – ООО «Байкал Инжиниринг», который получил заказ от государства на создание перспективного легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал».

Фирма «Байкал Инжиниринг» – это дочернее предприятие Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Напомню, что УЗГА входит в состав госкорпорации «Ростех». В 2022 г. на доводку «Байкала» было запланировано выделить из госбюджета 3,5 млрд. руб.

Сейчас УЗГА занят сформированием собственной лизинговой компанией. Пост гендиректора новой лизинговой компании ООО «Енисей Аэро Групп» (100% долей владеет АО «УЗГА») занял Олег Богомолов, владеющий столичным ООО «Юнайтед Авиэйшн Рус», которое занимается оптовой торговлей транспортными средствами. Данные о регистрации дочерней лизинговой компании были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 21 сентября 2023 г.

Основными видами деятельности ООО «Енисей Аэро Групп» станут лизинг и сублизинг. Дополнительно компания будет заниматься ремонтом и техобслуживанием авиационных летательных аппаратов, но в том числе и космическими аппаратами.

Юрий Пономарев

 

Фото компании «Первое ОКБ»