Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Первый испытательный полет вертолета «Ансат-М», оснащенного двумя перспективными двигателями ВК-650В, запланирован на декабрь нынешнего года
В течение 2022 г. на КВЗ был построен 21 легкий многоцелевой вертолет марки «Ансат». По расчетам экспертов, из-за санкций, введенных против России, в прошедшем году постепенно должно произойти приостановка серийного производства вертолетов «Ансат», на каждом из которых устанавливается два турбовальных двигателя (ТВД)PW-207K канадской компании «Пратт-Уитни Кэнэда». Видимо, на КВЗ имелся значительный запас двигателей PW-207K, благодаря чему удалось изготовить значительное количество «Ансатов».
Правительством России в конце июня 2022 г. была принята Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. Прошел один год и в федеральную программу начали вносить коррективы. На официальном сайте правительства РФ недавно было опубликовано распоряжение № 2259-р от 22 августа 2023 г., согласно которому вносятся изменения в принятую 25 июня 2022 г. Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. (в настоящее время называется Комплексной программой развития авиационной отрасли).
В первоначальной редакции Комплексной программой развития авиационной отрасли было намечено в 2023 г. выпустить 23 вертолета, в 2024 г. – 25 «Ансатов»», а в 2025 г. –19 машин. В новой редакции Программы на 2023 г. запланирован выпуск 13 «Ансатов». На 2024 г. – ни одного. Можно сделать предположение, что в 2024 г. будет использован последний складской запас моторов. В 2025 г. планируется изготовить 11 машин, можно предположить, что эти винтокрылые машины будут оснащены отечественными моторами ВК-650В. Суммарное количество выпущенных «Ансатов» осталось прежнее – 201 штука.
ВК-650В – российский аналог канадского мотора PW-207K. АО «Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)» начало работы по разработке ТВД ВК-650В в классе мощности 500-600 л.с. в 2019 г. Головным разработчиком двигателя является петербургская компания «ОДК-Климов». Двигатель-демонстратор был создан в 2020 г., первый запуск двигателя-демонстратора с розжигом камеры сгорания состоялся в январе 2021 г. Также в 2021 г. был изготовлен первый опытный образец двигателя. В текущем году намечено изготовить десять опытных экземпляров двигателя ВК-650В, четыре из них предназначены для летных испытаний.
Серийное производство мотора ВК-650В, предназначенного для отечественных многоцелевых и специальных вертолетов взлетной массой до 4 тонн, планируется развернуть в 2025 г. Также в первом полугодии 2024 г. планируется получить сертификат типа на ТВД ВК-650В с начальными значениями ресурсных показателей.
Юрий Пономарев
Фото ГК "Ростех"