Испытания нового двигателя ПД-8 принесли новые проблемы

Импортозамещенный самолет SJ-100 (SSJ-NEW) должен выйти на плановые показатели налета через два года после начала его эксплуатации

Эту информацию недавно сообщил СМИ генеральный директор ПАО «Яковлев» (бывшая корпорация «Иркут») Андрей Богинский. Разработчик машины считает, что целевым среднемесячным налетом для регионального авиалайнера SJ-100 станет 220 часов в месяц, а ожидаемый среднесуточный налет должен быть на уровне не менее 7,3 часов.

Машина SJ-100 (SSJ-New или «Суперджет Нью») – это разрабатываемая с 2018 г. модификация «Суперджета» (официальное обозначение новой версии RRJ-95NEW-100), в которой предусмотрено применение максимальной доли российских комплектующих, компонентов и систем. Всего при создании новой версии самолета SSJ-100 заменены 38 систем и компонентов, и самое главное – на машине установлены два отечественных турбореактивных двигателя ПД-8 вместо двух российско-французских двигателей SaM146.

Сейчас ведется подготовка к летным испытаниям авиалайнера «Суперджет-100» (SSJ-100 без импортозамещения) с бортовым номером 95157, который будет оснащен вместо двигателей SaM146 двумя отечественными моторами ПД-8. Затем к летным испытаниям должен присоединиться второй опытный образец машины SJ-100, который будет оснащен двигателями ПД-8 и отечественным бортовым оборудованием. Эта третья машина будет полностью соответствовать типовому облику импортозамещенного «Суперджета».

Эксперты полагают, что заявление Андрея Богинского в первую очередь связано с результатами летных и стендовых испытаний двигателя ПД-8. Не все идет так «гладко и быстро», как первоначально предполагалось на бумаге. В конце мая нынешнего года на самолете-летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в ЛИИ им. М.М.Громова начался новый этап летных испытаний двигателя ПД-8. Вместо одного штатного двигателя на Ил-76ЛЛ установлен опытный образец перспективного отечественного двигателя ПД-8. Мотор ПД-8 предназначен для установки на самолетах SJ-100 и Бе-200.

Испытания машины SJ-100 с отечественным двигателем ПД-8 должны были начаться еще прошедшим летом, но пока с 29 августа 2023 г. на аэродроме в Комсомольске-на-Амуре ведутся летные испытания только опытного образца самолета SJ-100 (SSJ-NEW) с российско-французским мотором SaM146.

В основу двигателя ПД-8 заложены технические решения, реализованные в сертифицированном моторе ПД-14. Создаваемый на базе задела, полученного при разработке газогенератора двигателя ПД-14 и предназначенного для установки на среднемагистральном самолете МС-21-310, дефорсированный мотор ПД-8 со степенью двухконтурности 4,4. имеет тягу 8 тс на повышенном (максимальном) взлетном режиме.

Вице-премьер правительства и руководитель Минпромторговли РФ Денис Мантуров заявил, что сертификация двигателя ПД-8 и самолета SJ-100 (SSJ-New) с импортозамещенным оборудованием будут идти параллельно. Ранее на официальном уровне заявлялось, что в конце 2023 г. в опытную эксплуатацию будут переданы два самолета SJ-100 (SSJ-New) с отечественным двигателем ПД-8. Сейчас полагают, что эта передача произойдет только в 2024 г.

Правительством России в конце июня 2022 г. была принята Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. Прошел один год и в федеральную программу начали вносить коррективы. На официальном сайте правительства РФ недавно было опубликовано распоряжение № 2259-р от 22 августа 2023 г., согласно которому вносятся изменения в принятую 25 июня 2022 г. Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. (в настоящее время называется Комплексной программой развития авиационной отрасли).

Корректировки коснулись и серийного производства двигателя ПД-8. Всего, согласно первоначальному варианту Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., планировалось изготовить 314 двигателей ПД-8. Причем в нынешнем году намечалось выпустить 8 новых двигателей ПД-8. В новой редакции Комплексной программы намечено выпустить 284 мотора ПД-8 (и 28 подменных двигателей) до 2030 г., а в 2023 г. построить только 4 новых мотора. Корректировка, в сторону уменьшения коснулась всех планов по выпуску до 2030 г  всех двигателей для самолетов и вертолетов кроме двигателя ПС-90А.

Можно сделать вывод, что у страны нет необходимых ресурсов, чтобы ранее намеченными быстрыми темпами осуществить разработку и серийное производства целого ряда перспективных авиационных двигателей.

Юрий Пономарев

 

Фото ОДК