Обозначились первые существенные изменения в Комплексной программе

Через год после принятия Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. в документ начали вносить первые значительные коррективы и, по всей видимости, они будут не последними

Производственная программа по L-410

Правительством России в конце июня 2022 г. была принята Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. На программу запланировано выделить из госбюджета 770 млрд. руб. Прошел один год и в федеральную программу начали вносить коррективы. На официальном сайте правительства РФ недавно было опубликовано распоряжение № 2259-р от 22 августа 2023 г., согласно которому вносятся изменения в принятую 25 июня 2022 г. Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. (в настоящее время называется Комплексной программой развития авиационной отрасли).

Так, в частности, поставки полностью локализованной в России версии самолета местных воздушных линий (МВЛ) перенесены с 2023 г. на 2027 г. Напомним, что, согласно утвержденной кабинетом министров РФ Комплексной программы, в 2023 г. авиакомпаниям должны были поставить 20 машин L-410.

Весной 2022 г. были аннулированы прежние договоренности по поставкам машинокомплектов самолетов L-410 из Чехии в Россию, а 25 июня 2022 г. распоряжением правительства РФ № 1693-р была принята Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., в которой обозначен выпуск 178 машин L-410 (без учета 4 воздушных судов L-410, поступивших заказчикам в первом квартале 2022 г.).

Год назад ряд экспертов высказал мнение, что Минпромторговли РФ изначально составило нереальный план по выпуску 178 самолетов МВЛ L-410 к декабрю 2030 г. Сравнительно небольшое время, прошедшее после принятия Комплексной программы подтвердило, что для реализации первоначально заявленного не хватает ресурсов.

Стоит напомнить, что машина для местных авиалиний (МВЛ) L-410 разработана специалистами Чехии в 60-е годы прошлого столетия. Самолет МВЛ L-410 способен перевезти до 19 пассажиров или 1,8 тонн груза на расстояние до 1,5 тыс. км.

В августе 2013 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала 100% владельцем акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries)», которая серийно продолжает строить машины L-410 на авиазаводе в чешском городе Куновице. Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов МВЛ L-410 крупноузловой лицензионной сборки, производимых на Урале под Екатеринбургом на авиазаводе, принадлежащем Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), осуществлялась через механизм финансового лизинга ГТЛК с 2016 г.

Продвижением самолета МВЛ L-410 на рынок и финансированием заказа занималась крупнейшая лизинговая компания России – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), на 100% принадлежащая Минтрансу России.

До весны 2022 г. на Урале выпускалась русифицированная версия самолета МВЛ, в которой импортозамещен ряд бортовых систем. После начала СВО в конце апреля 2022 г. чешская компания «Омнипол» выкупила 100% акций авиазавода «Эйркрафт Индастриз», на котором производятся самолеты МВЛL-410, у российского владельца – УГМК. После введения санкций странами ЕС дальнейшие поставки в Россию узлов, агрегатов, двигателей и различных компонентов для крупноузловой сборки чешского самолета МВЛ были приостановлены.

Необходимо отметить, что на самолетах L-410, которые в виде машинокомплектов поставлялись в Россию на предприятие УЗГА, устанавливаются два турбовинтовых двигателя (ТВД) Н 80 (усовершенствованный Walter M601E), с взлетной мощностью 750 л.с. каждый. С 2009 г. компания «Валтер Эджин» (WalterEngine) принадлежит американской компании «Дженерал Электрик». Российский аналог ТВД Н 80 – мотор ВК-800С разрабатывается около двадцати лет. Сертификация ТВД ВК-800С намечена на декабрь 2024 г. Разработкой двигателя ВК-800С занимается дивизион «Двигатели» УЗГА совместно с головным разработчиком мотора – компанией из Санкт-Петербурга «ОДК-Климов». В этом проекте вместе с АО «ОДК-Климов» и УЗГА также принимает участие Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) – АО «ОДК-УМПО».

Эксплуатация самолета

На прошедшей недели было официально заявлено, что АО "Камчатское авиапредприятие" (АО «КАП») из-за нехватки запчастей приостановило эксплуатацию самолетов МВЛ L-410. До недавнего времени в камчатской авиакомпании эксплуатировалось три самолета L-410.

Правительство Камчатского края заверяет общественность, что руководство региона принимает активные действия по решению проблем с запчастями. В уставном капитале АО «КАП» (входит в единую дальневосточную авиакомпанию "Аврора") доля Минимущества Камчатского края составляет 74,99%.

В мае нынешнего года эксплуатацию самолетов самолета L-410 приостановила авиакомпания ««Комиавиатранс» из-за проблем с запчастями. Первые три самолета L-410 в Коми при участии регионального правительства приобрели в лизинг в 2013 г., еще одну машину – в 2014 г. Стоимость каждого воздушного судна составила на то время $ 6 млн.

Юрий Пономарев

 

Фото УЗГА