Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
До конца 2023 г. на перспективном вертолете Ми-171А3 должны испытать бортовую систему наблюдения за воздушной обстановкой с функцией предупреждения столкновений в воздухе (TCAS I) МСНВО-2010
По словам генерального директора Института авиационного приборостроения АО «Навигатор» (разработчика системы) Сергея Бабурова, в настоящее время изделие МСНВО-2010 проходит летные испытания на вертолете Ми-171А3. «К концу нынешнего года наша система будет испытана полностью, уже сейчас мы уже начали поставлять ее для первых серийных вертолетов», – заявил недавно С.Бабуров.
Необходимо сказать, что холдинг «Вертолеты России» получил в конце декабря 2022 г. от Росавиации сертификат типа, позволяющий перевозить грузы на вертолете Ми-171А3. В настоящее время машина проходит цикл испытаний для получения дополнения к сертификату. Весной нынешнего года вертолет Ми-171А3 прошел испытания на буровых платформах в Каспийском море в районе Астрахани. Сертифицировать вариант вертолета Ми-171А3, позволяющий перевозить пассажиров, планируется в декабре 2023 г.
Вертолет Ми-171А3 – это глубокая модификация запущенного несколько лет назад в серийное производство вертолета Ми-171А2. Разработка вертолета Ми-171А3 началась в 2018 г. Винтокрылая машина Ми-171А3 предназначена для полетов на морские нефтяные и газодобывающие платформы при диапазоне температур окружающего воздуха от -50 С до +50 С.
Новая модификация вертолета разрабатывается с учетом жестких требований Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP). Как заявили разработчики, при проектировании был учтен опыт, полученный при производстве вертолетов для стран Карибского бассейна и Латинской Америки. Бортовое оборудование машины будет осуществлять навигацию в высоких широтах и связь с морскими судами. Вертолет оснащается системой аварийного приводнения и спасательными плотами, для Ми-171А3 разработан новый авариестойкий фюзеляж.
По мнению экспертов, вертолет Ми-171А3 по конструкции представляет собой гибрид части фюзеляжа и шасси вертолета Ми-38 с несущей системой недавно запущенного в серийное производство вертолета Ми-171А2. Финишную сборку серийных машин намечено осуществлять на Улан-Удэнском авиазаводе (УУАЗ). В производстве вертолетов Ми-171А3 участвует несколько отечественных вертолетостроительных заводов. В соответствии с госпрограммой развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., запланировано построить в 2023 г. пять машин Ми-171А3, а в 2024 г. – 6 штук. Всего до 2030 г. намечено изготовить 49 вертолетов Ми-171А3.
Также специалисты Института авиационного приборостроения «Навигатор» создали перспективную отечественную метео-РЛС (МРЛС) «Метеор», предназначенную для установки на вертолетах, в том числе на машинах семейства Ми-8/17/171. В настоящее время МРЛС «Метеор» готовится к прохождению заводских испытаний. По словам С.Бабурова, «МРЛС обладает рядом конкурентных преимуществ и принципиально превосходит зарубежные аналогичные продукты. Она имеет большой энергетический потенциал, обеспечивающий отличную дальность обнаружения типовых целей, может видеть сдвиги ветра и турбулентность, что является уникальным функционалом в классе легких моноблочных метео-РЛС».
Стоит сказать, что авионикой АО «Навигатор» оборудованы все типы российских воздушных судов. В частности, бортовое радиоэлектронное оборудование установлено на новейших отечественных винтокрылых машинах таких, как Ми-171А2, Ми-171А3, Ми-26Т2, Ка-62, «Ансат».
Юрий Пономарев
Фото автора