Правительство утвердило программу «Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства»

Общий объем финансирования программы «Новые композиционные материалы...» на период 2023-2027 гг. составит более 6,7 млрд. рублей. Половина из них – это средства федерального бюджета

Средства из госбюджета предоставят в виде грантов в форме субсидий в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Распоряжение правительства РФ № 1789 по программе «Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства» было подписано премьер-министром М.Мишустиным 4 июля 2023 г.

Согласно официальной информации, «в 2023-2027 гг. участники программы должны разработать и внедрить не менее 42 технологий, соответствующих актуальным тенденциям мирового рынка». В частности, одна из задач, стоящая перед исполнителями программы – это снижение стоимости углеродного волокна для потребителей. Кроме того, специалистам необходимо найти оптимальные решения по утилизации композитных отходов и производству материалов на основе вторично переработанного углеродного волокна.

Как заявил премьер-министр Михаил Мишустин, «применение именно наших, отечественных композиционных материалов позволит повысить конкурентоспособность ключевых отраслей. Прежде всего это космос, судо- и авиастроение, автопром, транспортный сектор, энергетика, строительный комплекс».

Исследованиями займутся ведущие российские научные и производственные центры, в число которых вошли институты, входящие в состав ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е.Жуковского»: ФАУ «ЦАГИ» и ФАУ «ЦИАМ им. П.И.Баранова».

В частности, ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского станет соисполнителем по проектам комплексной программ разработки технологий получения препрегов, углепластиков и гибридных полимерных композиционных материалов (ПКМ) со сверхнизкой поверхностной плотностью наполнителя (от 30 г/кв. м) для создания сверхлегких конструкций в авиационной и ракетно-космической отраслях.

ЦИАМ им. П.И.Баранова определен соисполнителем по проектам, которые связаны с разработкой полимерных КМ нового поколения на основе углеродного волокна, обладающих повышенной стойкостью к ударным нагрузкам и вязкостью разрушения, а также с разработкой термопластичных препрегов (полуфабрикатов КМ) с пониженным коэффициентом вариации свойств.

ЦИАМ предстоит выполнить большой комплекс испытаний. Аккредитованные Росавиацией испытательные лаборатории ЦИАМ включает в себя комплексы по исследованию механических свойств материалов при температурах от -70 до +1500˚С; характеристик длительной прочности полимерных композиционных материалов (ПКМ), в том числе испытаниям на много- и малоцикловую усталость; исследованию эксплуатационных характеристик ПКМ и многое другое.

Необходимо сказать, что в нынешнем году на ульяновском предприятии «АэроКомпозит» было завершено изготовление прототипа крыла из полимерно-композиционных материалов для российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.

Прототип крыла для авиалайнера CR929 изготовлен на основе задела, полученного при создании крыла из ПКМ для отечественного авиалайнера МС-21. Размер прототипа в хорде составляет до 6 м, а длина – до 22 метров. Увеличение крыла по сравнению с МС-21 влечет за собой другие толщины профиля и соответственно, совершенно другие расчетные характеристики и методики прочностных испытаний.

Прототип крыла для авиалайнера CR929 был доставлен с помощью автотранспорта в Жуковский в ЦАГИ, где изделие готовится к испытания на прочность.

Юрий Пономарев

Фото пресс-службы ЦАГИ

 

На снимке: прототип консоли крыла из КМ авиалайнера МС-21