Летные испытания двигателя ПД-8, сертификация которого нуждается в выделении дополнительных средств

Во время проходящих в ЛИИ им. М.М.Громова летных испытаний новый двигатель ПД-8 уже проверялся на нескольких режимах

Выступая недавно на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам, министр финансов Антон Силуанов сообщил, что все необходимые ресурсы на доработку перспективных отечественных двигателей ПД-8 и ПД-14 предусмотрены в полном объеме, не будут сокращены, а только увеличены...». Однако точную сумму министр не озвучил. Министр также сказал, что «рисков для исполнения бюджета в 2023 г. нет, но на ближайшие три года правительство готовится к мобилизации финансовых ресурсов».

С конца прошедшего мая самолет Ил-76ЛЛ совершил в ЛИИ серию испытательных полетов с опытным образцом перспективного двигателя ПД-8. Вместо одного штатного двигателя на самолете-летающей лаборатории Ил-76ЛЛ ЛИИ им. М.М.Громова установлен опытный образец перспективного отечественного двигателя ПД-8. Мотор ПД-8 предназначен для установки на самолетах «Суперджет Нью» и Бе-200.

В начале июня нынешнего года руководство госкорпорации (ГК) «Ростех» анонсировало, что первый опытный образец самолета Superjet New (№ 95157) с российско-французским двигателем SaM146 в ближайшее время совершит первый полет. Фактически выкатка самолета из цеха окончательной сборки состоялась 11 июня текущего года и машина была передана на Летно-испытательную станцию (ЛИС) авиазавода, а затем через некоторое время машину вернули в цех окончательной сборки, где специалисты ЛИС вновь продолжили подготовку к летным испытаниям. Уже середина июля, а полета так и не было. По информации, поступившей с авиазавода в Комсомольске-на-Амуре, первый полет второго опытного образца регионального авиалайнера Superjet New (№ 97003), оснащенного двигателем ПД-8, приступит к летным испытаниям не ранее осени текущего года. Разработчики ждут результатов летных испытаний мотора ПД-8.

В основу двигателя ПД-8 заложены технические решения, реализованные в сертифицированном моторе ПД-14. Создаваемый на базе задела, полученного при разработке газогенератора двигателя ПД-14 и предназначенного для установки на среднемагистральном самолете МС-21-310, дефорсированный мотор ПД-8 имеет тягу 8 тс на повышенном (максимальном) взлетном режиме.

Сейчас ведутся опытно-конструкторские работы по системе автоматического управления (САУ) для турбореактивного двигателя ПД-8 со степенью двухконтурности 4,4. В 2022 г. АО «ОДК-СТАР» выпустило пять комплектов агрегатов для опытных образцов САУ-8 для ПД-8, а в 2023 г. планируется изготовить около 35 комплектов агрегатов.

На пермском предприятии «ОДК-СТАР», ведущем разработку и производство систем автоматического управления двигателем, введены в эксплуатацию семь стендов для проведения испытаний САУ-8 и еще подготавливается пять стендов. Созданные испытательные стенды для системы САУ-8 для мотора ПД-8 позволяют испытывать гидромеханические и электронные агрегаты как по отдельности, так и в комплексе, имитируя их работу в составе силовой установки.

В кооперации по созданию двигателя ПД-8 принимает участие большой круг отечественных двигателестроительных предприятий. Головным предприятием в ОДК по разработке ПД-8 является компания «ОДК-Сатурн», которая отвечает за разработку компрессоров низкого и высокого давления, турбины низкого давления и др. За создание камеры сгорания и турбины высокого давления отвечают «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-ПМ». В кооперации по созданию мотора ПД-8 также участвует уфимское предприятие «ОДК-УМПО» и др.

Серийное производство камер сгорания двигателей будет вести НПО «Энергомаш» (входит в состав Роскосмоса). НПО «Энергомаш» получило лицензию Министерства промышленности и торговли РФ на разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники. Весной 2023 г. в НПО «Энергомаш» изготовили первую опытную камеру сгорания для ПД-8, которая была отправлена на стендовые испытания. В дальнейшем НПО «Энергия» передала «ОДК-Сатурн» еще пять опытных образцов камер сгорания двигателя ПД-8.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК