Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
ГТЛК – крупнейшая лизинговая компания России начала процесс перезаключения договоров с российскими авиакомпаниями, повышая размер ставки аренды самолетов
Повышение ставок по аренде самолетов
В результате авиакомпании будут вынуждены повышать цены на авиабилеты. Всего корректировка ставки аренды самолетов (на 30%) затронет контракты по 37 импортным самолетам, принадлежащим Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) и переведенным в российский реестр. Стоит напомнить, что 100% акций ГТЛК находится в федеральной собственности.
По утверждению руководства ГТЛК, пересмотр лизинговых контрактов вызван, в частности, «необходимостью обслуживать долг перед российскими держателями еврооблигаций, которые были эмитированы дочерними зарубежными структурами ГТЛК, в объеме порядка $1,6 млрд.». Размещение еврооблигаций производилось с целью финансирования приобретения самолетов за рубежом. Также ГТЛК необходимо возмещать средства, выделенные АО «ГТЛК» в 2022 г. после введения санкций из Фонда национального благосостояния.
В ГТЛК считают, что пересмотр условий лизинговых контрактов не повлечет за собой существенного роста стоимости авиабилетов для пассажиров, т.к. основными факторами, влияющими на ценообразование, являются: стоимость авиационного топлива (до 40%), аэропортовые и навигационные сборы (до 20%), затраты на техобслуживание авиапарка (до 40%), а также расходы на персонал авиакомпаний. Необходимо отметить, что на лизинг приходится 20-25% от всех расходов авиакомпаний.
Одной из причин роста также стало увеличение стоимости обслуживания находящихся в собственности ГТЛК авиалайнеров на фоне удорожания поставок деталей из-за рубежа.
Необходимо сказать, что 31 мая нынешнего года Верховный суд Ирландии вынес решение о ликвидации двух местных дочерних компаний крупнейшего российского лизингодателя – ГТЛК: GTLK Europe и GTLK Europe Capital. По информации агентства Рейтер, иск против двух компаний был подан группой кредиторов, которые утверждали, что компании не могут покрыть практически $1,6 млрд. чистого дефицита. Также по информации агентства Рейтер (Reuters), в настоящее время задолженность перед держателями евробондов составляет около $3,75 млрд. На дочерние предприятия ГТЛК, расположенные в Ирландии, приходилось в 2022 г. 30% активов лизинговой компании, когда деятельность компаний была приостановлена из-за введения санкций. В настоящее время ГТЛК имеет такие зарубежные структуры, как GTLK Asia в Гонконге и GTLK Middle East в Дубае.
По официальной информации, в ГТЛК в 2022 г. зафиксирован чистый убыток в 14,9 млрд руб. чистого убытка по РСБУ против чистой прибыли в 872 млн. руб. за 2021 г. У ГТЛК остались за рубежом 37 самолетов, к большинству из них специалисты компании не могли подойти для проверки их технического состояния и обслуживания.
Полеты и цены на авиабилеты наяву
По данным Росавиации, объемы пассажирских авиаперевозок в России на внутренних авиалиниях за первое полугодие 2023 г. выросли приблизительно на 20%, по сравнению с показателями прошлого года. Однако этот показатель будет на 6,4% меньше, чем в 2021 г. На международных авиалиниях также наблюдается рост, но он приблизительно на 50% меньше, чем за тот же период 2019 г.
В Минтрансе РФ предполагают, что в 2023 г. российские авиакомпании перевезут 101,2 млн. пассажиров, из которых 81,9 млн. человек будет перевезено на внутренних авиалиниях.
В Минтрансе также предупредили о росте цен на авиабилеты на 30% в 2023 г. Однако это предупреждение уже не верно: по данным Росстата, за первые пять месяцев текущего года цена перелета на внутренних маршрутах выросла на 32%. В мае нынешнего года она достигла почти 7 тыс. руб. за 1 тысячу км. Это максимальное значение за всю историю наблюдений.
Эксперты предупреждают, что в текущем году размер компенсаций за авиаперевозки внутри страны могут стать вчетверо меньше, чем в прошлом году. Если рост цен на продукты и товары широкого потребления ускорится, то это неизбежно приведет к падению спроса на авиаперевозки.
Юрий Пономарев
Фото сайта bloknot.ru