Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Из-за введенных западными странами санкций прекратились поставки двигателей и запчастей для самолетов и вертолетов училищ гражданской авиации (ГА) РФ
Учебные самолеты
Росавиация сообщила, что эксплуатация половины авиапарка учебно-тренировочных самолетов (УТС) училищ ГА приостановлена в первую очередь из-за проблем с обслуживанием двигателей. Как известно, на протяжении последних лет основу авиатехники отечественных училищ ГА составляют самолеты зарубежного производства. Об острой потребности в двигателях и запчастях, которую испытывают авиационные учебные центры по всей России, заявил в конце апреля 2023 г. на годовом собрании Союза авиапроизводителей начальник Управления летной эксплуатации Росавиации Владимир Израилев.
В последнее десятилетие для обучения курсантов училищ ГА в основном используются такие самолеты, как американская Цессна 172, австрийские машины Даймонд DA 40 и Даймонд DA 42, а также чешский самолет МВЛ L-410. В Росавиации заявили, что, если в сжатые сроки не создать новый отечественный УТС для ГА, то в перспективе на отечественной авиатехнике из-за отсутствия пилотов некому будет летать.
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в свою очередь сообщили, что в сжатые сроки можно создать новый УТС на базе легкого многоцелевого самолета Як-18Т усовершенствованную модификацию – одномоторную шестиместную машину Як-118.
Необходимо сказать, что разработка самолета Як-18Т была начата в 1964 г. Первый полет опытный образец машины совершил в 1967 г. Серийное производство долгие годы осуществлялось на Смоленском авиазаводе. Всего на сегодняшний день на разных предприятиях было выпущено более 750 самолетов Як-18Т. В настоящее время поршневой двигатель М-14П мощностью 360 л.с., которым оснащались серийные самолеты Як-18Т, серийно не выпускается. Предстоит создать не только новый УТС, но и двигатель для него. Можно предположить с большой долей уверенности, что быстро создать и развернуть однеовременно серийное производство самолета Як-118 и двигателя не получится.
Учебные вертолеты
Подобная проблема с двигателями и запчастями стоит и перед училищем ГА, в котором ведут подготовку пилотов на вертолеты. Стоит отметить, что для подготовки вертолетчиков для ГА в стране существует всего одно учебное заведение – Омский летно-технический колледж (филиал Ульяновского института гражданской авиации). Проведение первоначальной подготовки в частных авиационно-учебных центров запрещено Росавиацией.
В частности, в 2016 г. на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) были собраны методом отверточной сборки и отправлены заказчику два американских легких многоцелевых вертолета Bell-407GXP. Оба построенных по лицензии вертолета получил Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В.Ляпидевского для обучения курсантов. Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского подготавливает кадры для пилотирования и технического обслуживания вертолетов семейства Ми-8/17/171.
Необходимо сказать, что в этом же колледже использовался для подготовки пилотов вертолет AS350 B2 и тренажер для него. Винтокрылая машина AS350 B2 – это многоцелевой однодвигательный вертолет, разработанный французской компанией «Аэроспасьяль» (Aerospatiale). В настоящее время это концерн «Эрбас Хеликоптерс».
Посеешь ветер – пожнешь обвал
Для подготовки пилотов в училищах ГА широко используется двухдвигательный турбовинтовой самолет для местных воздушных линий (МВЛ) чешской разработки L-410. Эта машина широко применяется для перевозки пассажиров и грузов в отдаленных районах России.
Машина для местных авиалиний L-410 разработана специалистами Чехии в 60-е годы прошлого столетия. В августе 2013 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала 100% владельцем акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries)», которая продолжает серийно строить L-410. Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов МВЛ L-410 крупноузловой лицензионной сборки на Урале осуществлялась через механизм финансового лизинга ГТЛК с 2016 г. До весны 2022 г. на УЗГА собиралась русифицированная версия, в которой импортозамещен ряд бортовых систем. В апреле 2022 г. после начало СВО Чехия полностью выкупила у УГМК акции компании «Эйркрафт Индастриз».
В настоящее время у отечественных училищ ГА и авиакомпаний также возникли проблемы с приобретением новых моторов и запчастей для машин L-410. Чешский производитель прекратил техническую поддержку L-410, находящихся в эксплуатации в России. К началу 2022 г. в девяти российских авиакомпаниях эксплуатировалось около четырех десятков машин L-410. Сейчас некоторые авиакомпании стали постепенно избавляться от L-410, в частности, авиакомпании «Оренбуржье» и «Комиавиатранс».
Затянувшийся военный конфликт с Украиной показал, что экономика страны по ряду направлений не готова к парированию многочисленных санкций.
Рассчитывать, что в условиях жестких санкций авиапромышленность обретет «второе дыхание» и будет работать ударными темпами – это лукавство. У страны нет достаточных ресурсов. Для того чтобы успешно развиваться в условиях многочисленных санкций, необходимы куда большие ресурсы, чем имеются у России сейчас.
Юрий Пономарев
Фото сайта diamondaircraft.com
На снимке: УТС Даймонд DA-40