Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Согласно новым планам, корпорация ОДК планирует получить сертификат на двигатель ПД-8 для самолетов «Суперджет» и Бе-200 в июне 2023 г.
Первый и пока единственный испытательный полет самолета-летающей лаборатории Ил-76ЛЛ с перспективным отечественным двигателем ПД-8 состоялся в ЛИИ им. М.М.Громова 26 декабря 2022 г. Вместо одного штатного двигателя на самолете был установлен опытный образец мотора ПД-8.
В основу двигателя ПД-8 заложены технические решения, реализованные в сертифицированном моторе ПД-14. Создаваемый на базе газогенератора двигателя ПД-14, предназначенного для установки на среднемагистральном самолете МС-21-310, дефорсированный мотор ПД-8 будет иметь тягу 7,9 тс.
Еще год назад завершение сертификации ПД-8 планировалось осуществить в четвертом квартале 2023 г. Два опытных самолета SSJ-New с отечественным двигателем ПД-8 собираются последовательно передать для проведения летных испытаний в течение осени 2023 г. Сертификация регионального авиалайнера SSJ-New с мотором ПД-8 должна завершиться в декабре 2023 г. Начать серийное производство усовершенствованного самолета SSJ-New семейства «Супереджет», оснащенного двумя двигателями ПД-8, планируется начать в 2024 г. В течение 2024 г. планируется выйти на уровень выпуска 44 серийных моторов ПД-8 в год и так до 2030 г.
Весной нынешнего года руководством ОДК было принято решение сдвинуть сроки сертификации перспективного мотора не «вправо», как это обычно делается последние годы, а «влево», т.е. в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) намерены ускорить рабочий процесс. Однако возникает вопрос: «Сумеют ли разработчики мотора провести летные испытания ПД-8 в достаточном объеме за столь сжатые сроки»?
Сейчас ведутся опытно-конструкторские работы по системе автоматического управления (САУ) для турбореактивного двигателя ПД-8 со степенью двухконтурности 4,4. В 2022 г. АО «ОДК-СТАР» выпустило пять комплектов агрегатов для опытных образцов САУ-8 для ПД-8, а в 2023 г. планируется изготовить около 35 комплектов агрегатов.
В кооперации по созданию двигателя ПД-8 принимает участие большой круг отечественных двигателестроительных предприятий. Головным предприятием в ОДК по разработке ПД-8 является компания «ОДК-Сатурн», которая отвечает за разработку компрессоров низкого и высокого давления, турбины низкого давления и др. За создание камеры сгорания и турбины высокого давления отвечают «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-ПМ». В кооперации по созданию мотора ПД-8 также участвует уфимское предприятие «ОДК-УМПО» и др.
Серийное производство камер сгорания двигателей будет вести НПО «Энергомаш» (входит в состав Роскосмоса). Недавно в НПО «Энергомаш» изготовили первую опытную камеру сгорания для ПД-8.
P.S. 1 июня 2023 г. на ежегодной конференции «Цифровая индустрия промышленной России», проходившей в Нижнем Новгороде, вице-премьер правительства и руководитель Минпромторговли Денис Мантуров заявил, что двигатель ПД-8 будет сертифицирован в декабре 2023 г.
Юрий Пономарев
Фото ОАК
На снимке: полет Ил-76ЛЛ с ПД-8