Новые этапы в реализации программ по созданию перспективных двигателей ВК-650В и ВК-1500В для вертолетов

В столичном выставочном центре (ВЦ) «Крокус Экспо» с 18 по 20 мая проходила 16-я Международная выставка вертолетной индустрии «ХелиРаша-2023» (HeliRussia 2023), на которой были представлены перспективные отечественные двигатели для вертолетов

В нынешнем году в вертолетном выставочном форуме приняло участие более 100 компаний преимущественно из России. На выставке была распространена информация о состоянии дел в ходе реализации программ по разработке турбовальных двигателей (ТВД) для вертолетов, в частности, ВК-650В и ВК-1600В.

Из-за западных санкций на поставку в Россию высокотехнологичной продукции пришлось приостановить серийное производство сертифицированных вертолетов «Ансат», Ка-226Т и Ка-62 из-за запрета на поставку моторов Пратт-Уитни PW-127K (Канада), Турбомека Ардиден 3G (Франция) и др. Вертолетостроители оказались не готовы к введению санкций.

Сейчас главной темой для отечественной вертолетостроительной отрасли является скорейшее создание аналогичных двигателей для российских вертолетов. Соответственно, к проектам по разработке перспективных вертолетных двигателей у посетителей выставки был повышенный интерес.

ТВД ВК-650В

Полноразмерный макет двигателя ВК-650В был представлен на выставке «ХелиРаша-2023». В настоящее время компания «ОДК-Климов», входящая в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) планирует до конца нынешнего года изготовить 10 опытных образцов перспективного ТВД ВК-650В. Четыре изготовленных образца намечено использовать в летных испытаниях. Начать летные испытания легкого многоцелевого вертолета «Ансат», оснащенного двумя ТВД ВК-650В, намечено на декабрь 2023 г. По официальной информации, к маю 2023 г. были завершены инженерные испытания мотора ВК-650В, определен конструктивный облик изделия и достигнуты основные технические параметры двигателя. Совместно с ЦИАМ им. П.И. Баранова завершены автономные испытания узлов силовой установки, в частности, камеры сгорания. В 2024 г. планируется получить сертификат типа на ТВД ВК-650В.

Мотор ВК-650В предназначен для отечественных многоцелевых и специальных вертолетов взлетной массой до 4 тонн. Также прорабатывается вопрос о применении двигателя ВК-650С на учебно-тренировочном самолете Як-152. Разработчики мотора считают, что двигатель ВК-650 с минимальными доработками можно будет использовать для установки на беспилотниках (БЛА). Стоит напомнить, что работы по созданию ТВД ВК-650В в классе мощности 500-600 л.с. начались в 2019 г.

Изготовление двигателей ВК-650В осуществляет компания «ОДК-Климов» (головной разработчик мотора) в кооперации с другими предприятиями ОДК. В частности, детали и узлы компрессора и вала свободной турбины ВК-650В изготавливает столичное предприятие ММП им. В.В. Чернышева. Также часть узлов «горячей части» двигателя изготавливаются на уфимском моторостроительном предприятии «ОДК-УМПО».

ТВД ВК-1600В

АО «ОДК-Климов» также одновременно ведет работы по созданию ТВД ВК-1600В для установки на многоцелевом вертолете средней грузоподъемности Ка-62 и на легких пассажирских и грузовых самолетах регионального назначения. По утверждению разработчиков мотора, на базе ТВД ВК-1600В можно создать модель для использования в составе БЛА.

Мощность ТВД ВК-1600В на взлетном режиме составляет 1400 л.с., а на режиме повышенной 2,5 минутной мощности при отказе одного двигателя – 1750 л.с. Натурный макет двигателя ВК-1600В был представлен на выставке «ХелиРаша-2023». Работы по мотору ВК-1600В начались в 2018 г. Договор на проведение опытно-конструкторских работ по разработке ТВД ВК-1600В был заключен с АО «ОДК-Климов» в марте 2019 г.

В настоящее время компания «ОДК-Климов» завершила стендовые испытания демонстратора ТВД ВК-1600В. Согласно официальному заявлению, уже собраны первые опытные образцы мотора ВК-1600В. Стендовые испытания ВК-1600В планируется начать в декабре нынешнего года, а в 2024 г. приступить к летным испытаниям мотора в составе вертолета Ка-62.

Стоит напомнить, что в конце 80-х и в 90-е годы в компании «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск) разрабатывался ТВД РД-600В, предназначенный для многоцелевых вертолетов средней грузоподъемности (в частности, для вертолета Ка-60/62) мощностью 1300 л.с. на взлетном режиме и на чрезвычайном режиме – 1550 л.с.. Было израсходовано много средств, однако до крупномасштабного серийного производства дело не дошло. В 1992 г. на базе РД-600 был создан ТВД-1500, и вот теперь создается ТВД ВК-1600В.

Юрий Пономарев

Фото автора

 

На снимке: натурный макет ВК-650В