Летающая лаборатория Росгидромета отмечает юбилей

Десять лет назад на базе пассажирского самолета Як-42Д была создана летающая лаборатория Росгидромета

Создание самолета-летающей лаборатории Як-42Д, отремонтированной и оборудованной специальной аппаратурой и измерительными приборами осуществленное на Экспериментальном машиностроительном заводе (ЭМЗ) им. В.М.Мясищева, было завершено в четвертом квартале 2013 г. Самолет Як-42Д «Росгидромет» создали в рамках ФЦП «Создание и развитие системы геофизического мониторинга над территорией Российской Федерации на 2008-2015 гг.». Заказчиком машины являлось госучреждение «Центральная аэрологическая обсерватория (ЦАО)» Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

На самолете Як-42Д установили на тот момент более чем 100 приборов и датчиков, которые позволяли измерять десятки различных параметров окружающей среды. Стоимость научной аппаратуры, установленной на Як-42Д, составила около 1 млрд. руб.

Первое применение самолета-лаборатории Як-42Д «Росгидромет» произошло с целью выполнения работ по метеозащите столицы во время празднования Дня Победы 9 мая 2014 г. Общее руководство всем комплексом работ по защите Москвы от осадков осуществлялось с наземного пункта управления, находящегося в Центральной аэрологической обсерватории (ЦЭО) в подмосковном городе Долгопрудный.

Несколько лет назад Летно-испытательный центр (ЛИЦ) АО «Авиапром» стал сотрудничать с ФГБУ «ЦЭО» по обеспечению летных исследований в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. В первую очередь с целью локального управления погодой без вреда для окружающей среды и людей. В частности, в мае-июле 2022 г. в рамках договоров с региональными органами власти ЛИЦ АО «Авиапром» выполнил над территорией Якутии на самолете Як-42Д «Росгидромет» более дюжины полетов с целью искусственного увеличения осадков. Это делалось для предупреждения и тушения многочисленных лесных пожаров в регионе. На машине Як-42Д установили аппаратуру для воздействия на облака. С помощью аппаратуры распыляли жидкий азота и отстреливали пиропатроны с йодистым серебром. В работах на борту Як-42Д по обслуживанию аппаратуры принимали участие бортоператоры-испытатели Росгидромета.

Согласно официальным заявлениям, применение летающей лаборатории Росгидромета позволило увеличить количество дождевых осадков и тем самым существенно снизить вероятность возникновения пожаров на территории региона.

Летом нынешнего года аналогичные работы будут продолжены. Об этом недавно официально заявил руководитель Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. Для выявления очагов возгорания будет вестись постоянный авиационный мониторинг. «Применение нескольких самолетов, один из которых будет находиться в собственности республики, позволит работать не только для вызывания дождей для тушения пожаров. В том числе специальный самолет местной авиакомпании «Полярные авиалинии» будет работать в тех районах, в которых постоянно наблюдается засуха, что очень важно для сельского хозяйства республики», – сообщил А.Николаев.

Справка сайта

Самолет Як-42Д «Росгидромет» создан на базе самолета Як-42Д, изготовленного в 2002 г. на Саратовском авиазаводе. Ранее машина принадлежала авиакомпании «Тулпар Эйр» (Татарстан). Налет самолета на декабрь 2013 г. составлял менее 1,5 тыс. часов при назначенном ресурсе 20 тыс. часов с возможностью продления до 40 тыс. часов. На ЭМЗ им. В.М. Мясищева были проведены работы по продлению ресурса Як-42Д, а также работы по монтажу рабочих мест операторов и установке на крыле и фюзеляже различных датчиков контрольно-измерительной аппаратуры, воздухозаборных устройств и др.

Высота полета самолета-лаборатории – 9,1 тыс. м., дальность полета – 3,7 тыс. км. Максимальный взлетный вес машины – 57,5 т. Самолет из-за установленного на нем спецоборудования относится к классу экспериментальных летательных аппаратов.

Юрий Пономарев

 

Фото автора