Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
По официальной информации, отечественные авиакомпании решили отменить значительное количество внутренних рейсов из-за сокращения субсидий со стороны государства на сумму около 1,5 млрд. рублей
Секвестр госбюджета для авиатранспорта
В федеральном бюджете на нынешний год (также на 2024 г. и 2025 г.) на программу перевозок между регионами в обход Москвы было предусмотрено почти 9 млрд. рублей. Принято решение уменьшить эту сумму на 1,5 млрд. руб. В текущем году отмена авиарейсов происходит в связи с секвестированием госбюджета. Минтрансу поручено сократить расходы не менее чем на 5%. Больше всего отмененных авиарейсов произойдет в Сибири, Татарстане, Дагестане и др.
По официальным сообщениям, объем доходов федерального бюджета в первом квартале нынешнего года составил 5,67 трлн. руб., что на 21% ниже объема поступления доходов в бюджет в первом квартале прошлого года. Снижение доходов связано в первую очередь с сокращением поступлений от продажи нефти и газа за рубеж. В настоящее время СВО находится в фазе борьбы ресурсов России и коалиции наиболее развитых в экономическом и технологическом отношении стран мира.
Антисанкционные субсидии авиатранспортной отрасли
Под вопросом находится выделение антисанкционных субсидий в нынешнем году авиатранспортной отрасли в прежних объемах – это сумма в размере 100 млрд. рублей. Отсутствие этого крупного пакета субсидий станет для отрасли более значимой проблемой, чем сокращение субсидий на региональные перевозки.
Можно предположить, что антисанкционные субсидии оставят, но какую-то их часть урежут. В СМИ ведется обсуждение этого вопроса. Скорее всего, оставят субсидии на прежнем уровне.для сохранения авиасообщения с Дальним Востоком.
Гражданская авиация РФ получила в 2022 г. государственную поддержку на сумму в 174,2 млрд. руб. Также меры государственной поддержки были оказаны 11 закрытым аэропортам юга и центральной части России. Удалось стабилизировать финансовое состояние и обеспечить бесперебойную работу национального провайдера аэронавигационных услуг – предприятия «Госкорпорация по ОрВД». Несмотря на меры господдержки убыток авиакомпаний от продаж в 2022 г. составил 144 млрд. руб., а доходы в целом снизились на 13%, но, как не парадоксально, прибыль у ведущих авиакомпаний возросла.
Необходимо сказать, что по утверждению руководства Росавиации, международные авиаперевозки в России восстановились после шока, вызванного введением санкций год назад. Статистика Росавиации показывает, что в марте текущего года российские авиакомпании перевезли свыше 1,6 млн. пассажиров на рейсах за рубеж. Это более чем в два раза больше, чем в марте прошлого года. Основным международным направлением для отечественных авиакомпаний стала Турция. Именно эта страна стала основным транзитным государством для пассажиров, улетающих и прилетающих из-за границы.
В начале мая было объявлено, что с начала июня нынешнего года открывается прямая авиалиния Иркутск-Ханой (Вьетнам). Авиакомпания «ИрАэро» будет летать на этом направлении один раз в неделю по воскресеньям на самолетах «Суперджет-100» с увеличенной дальностью полета. Это модификация RRJ-95LR-100.
Прибыль авиакомпаний в 2022 г.
Во многом благодаря различным мерам господдержки (суммарно 174,2 млрд. руб.) общая прибыль ведущих отечественных авиакомпаний в прошлом году достигла суммы почти в 88 млрд. руб., что в 2,8 раз больше, чем в 2021 г. Это следует из отчетности авиакомпаний по РСБУ.
Более половины этой суммы (47,9 млрд. руб.) досталось авиакомпаниям S7 (34,4 млрд. руб.) и «Уральские авиалинии» (13,5 млрд. руб.). Однако в целом эти две авиакомпании ушли в «минус» по объемам прибыли, по сравнению с 2021 г. Далее следует авиакомпания «Победа» (15 млрд. руб., однако тоже ушла в «минус»). Далее идущие авиакомпании «Рэд Уингс», «ЮТэйр», «Азимут», «Аврора» ушли в «плюс».
В целом воздушное сообщение постепенно восстанавливается. Например, общий объем перевозок пассажиров авиапредприятиями группы «Аэрофлот» за апрель текущего года составил 3,4 млн. человек. Увеличение, по сравнением с тем же периодом прошлого года, составило 55,4%. В том числе на внутренних авиалиниях увеличение составило 31,7% (перевезено 2,7 млн. пассажиров).
Юрий Пономарев
Фото сайта twitter.com