Нехватка двигателей семейства ВК-2500ПС тормозит серийное производство вертолетов марки «Ми» средней грузоподъемномти

Серийное производство современных модификаций вертолетов семейства Ми-8/17/171 на сегодняшний день ограничено объемами выпуска в России турбовальных двигателей семейства ВК-2500

ТВД ВК-2500

Об этой проблеме в прошедшем апреле официально заявил вице-премьер правительства России и одновременно министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Однако какой процент от необходимого количества двигателей не хватает, Д.Мантуров не назвал. Можно предположить, что, если бы этот процент был небольшим (5-8%), то Денис Валентинович вообще об этом не стал бы говорить.

Турбовальный двигатель (ТВД) ВК-2500 (разработан в 2001 г.), созданный на базе модели ТВД ТВ3-117ВМА, обладает улучшенными характеристиками, по сравнению с базовым вариантом ТВД ТВ3-117. Двигатель ВК-2500 (первоначальное обозначение ТВ3-117ВМА-СБ3) имеет цифровую электронную систему управления и контроля с обратной связью типа FADEC БАРК-6В-7С. Благодаря внедренным конструктивным решениям мотор ВК-2500ПС обеспечивает более надежную эксплуатацию винтокрылых машин как в районах с умеренным климатом, так и в условиях высокогорья и высоких температур наружного воздуха. Двигатель имеет мощность на чрезвычайном режиме 2700 л.с. Существует несколько модификаций ТВД ВК-2500ПС – 02 и 03, отличающиеся в первую очередь мощностью на взлетном режиме.

Вертолет Ми-171А3

ТВД ВК-2500ПС-03 устанавливается на усовершенствованной версии машины Ми-171 – вертолете Ми-171А3. Вертолет Ми-171А3 – это глубокая модификация запущенного несколько лет назад в серийное производство вертолета Ми-171А2. Разработка вертолета Ми-171А3 началась в 2018 г. Винтокрылая машина Ми-171А3 предназначена для полетов на морские нефтяные и газодобывающие платформы при диапазоне температур окружающего воздуха от -50 С до +50 С. Холдинг «Вертолеты России» получил в конце декабря 2022 г. от Росавиации сертификат типа на грузовую версию вертолета Ми-171А3.

Новая модификация вертолета разрабатывалась с учетом жестких требований Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP). Как заявляют разработчики, при проектировании был учтен опыт, полученный при производстве вертолетов для стран Карибского бассейна и Латинской Америки. Бортовое оборудование машины сможет осуществлять навигацию в высоких широтах и связь с морскими судами. Вертолет оснащается системой аварийного приводнения и спасательными плотами. Для Ми-171А3 разработан новый авариестойкий фюзеляж.

Необходимо сказать, что планер офшорного вертолета Ми-171А3 проходит проверку на статическую прочность в Национальном центре вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова холдинга «Вертолеты России», входящего в состав госкорпорации (ГК) «Ростех». Работы продлятся до середины нынешнего 2023 г. В ходе испытаний конструкторы оценят прочность планера и отдельных элементов фюзеляжа.

В соответствии с принятой правительством Комплексной программой развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г, на авиазаводе в Улан-Удэ (УУАЗ) в 2023 г. планировано построить пять машин Ми-171А3, а в 2024 г. – шесть штук для внутреннего рынка. Принято решение, что вертолет будет выпускаться в двух модификациях. Первая предназначена для перевозки пассажиров и грузов массой до 5 т на нефтегазовые морские платформы, вторая модификация предназначена для проведения поисково-спасательных операций.

ПАО «Газпром» предполагает получить первые серийные машины Ми-171А3 в рамках соглашения с холдингом «Вертолеты России» в 2023 г. «Газпрому» вертолеты средней грузоподъемности Ми-171А3 необходимы для эксплуатации месторождений на континентальном шельфе. Весной нынешнего года опытный образец машины Ми-171А3 проходил испытания в районе Астрахани.

Однако из-за нехватки двигателей семейства ВК-2500, которые в первую очередь нужны военным, программы по серийному строительству в 2023 г., в частности, вертолетов Ми-171А2 и Ми-171А3 могут быть не выполнены в полном объеме.

Вертолет Ми-171А3 планируется продемонстрировать в новой окраске на столичной выставке «ХелиРаша-2023» (18-23 мая) и на авиасалоне МАКС-2023 (25-30 июля) в Жуковском.

Игорь Лот

Фото автора