Определена кооперация в серийном производстве самолета для местных воздушных линий ТВРС-44 «Ладога»

Премьер-министр Михаил Мишустин посетил 20 апреля 2023 г. Смоленский авиазавод, где скоро должны начать серийно изготавливать крыло для самолета «Ладога»

Смоленский авиационный завод (СмАЗ) создан в 1926 г. для ремонта и строительства самолетов и авиадвигателей. С 2005 г. предприятие входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Перспективную разработку Михаилу Мишустину представил главный конструктор Смоленского авиазавода Сергей Меренков. Он же главный конструктор турбовинтового регионального самолета (ТВРС)-44 «Ладога». Председателю правительства показали полноразмерный макет самолета ТВРС-44 и агрегатно-сборочный цех предприятия.

В настоящее время на СмАЗ в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР), выполняемых Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА), приступили к изготовлению кессона крыла машины ТВРС-44. Серийное производство крыла для «Ладоги» намечено осуществлять в Смоленске и переправлять изделия автотранспортом на УЗГА в Екатеринбург, где будет осуществляться финишная сборка ТВРС-44.

Фюзеляж самолета запланировано изготавливать на авиазаводе «Авиакор» в Самаре и отправлять автотранспортом в Екатеринбург.

Сейчас идет этап опытно-конструкторских работ по ТВРС-44 с учетом задела, имеющегося по самолету МВЛ L-610, который разрабатывался в Чехословакии по заказу СССР в конце прошлого века. Разработку ТВРС-44 ведет УЗГА. В правительстве принято решение ускоренными темпами разработать и развернуть серийное производство самолета МВЛ ТВРС-44 «Ладога». Турбовинтовой региональный самолет (ТВРС) предназначен для замены парка региональных самолетов вместимостью 30–50 мест (в частности, Ан-24 и Ан-26) на всех потенциальных рынках. В качестве силовой установки планируется использовать два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ-02 разработки АО «ОДК-Климов».

Предконтрактная работа по машине ТВРС-44 была начата на УЗГА в декабре 2018 г. Государственный контракт между Минпромторговли РФ и УЗГА подписан 25 декабря 2020 г. В марте 2022 г. подписали контракт, согласно которому самым крупным подрядчиком в создании самолета «Ладога» (ТВРС-44) стал самарский авиазавод «Авиакор». Необходимо отметить, что авиазавод «Авиакор» входит в структуру холдинга «Русские машины», подконтрольной группе «Базовый элемент» Олега Дерипаски.

В течение 2023 г. намечено построить первые опытные образцы самолета ТВРС-44. Летные испытания машины запланированы на 2024 г. Первые 15 штук серийных машин «Ладога» должны быть построены в 2025 г. Согласно принятой правительством Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., предусматривается постройка в 2025-2030 гг. 140 самолетов ТВРС-44 «Ладога».

 

Юрий Пономарев

Рисунок УЗГА