Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Недавно были завершены стендовые испытания важного элемента мотора ВК-800СМ – камеры сгорания, на очереди испытания центробежного компрессора
В конце прошедшего марта пресс-служба Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), на котором собираются серийно изготавливать легкие многоцелевые самолеты ЛМС-901 «Байкал», сообщила, что автономная установка камеры сгорания, изготовленная УЗГА в рамках работ по созданию турбовинтового двигателя (ТВД) ВК-800СМ для самолета ЛМС-901, успешно прошла в период с 15 января по 17 марта 2023 г. испытания на стенде в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова.
По сообщению УЗГА, на первом этапе были получены данные по полноте сгорания, плавности запуска и неравномерности поля температур потока газа в окружном и радиальном направлении на стационарных режимах работы. Полученные результаты подтверждают правильность расчетов, выполненных специалистами УЗГА, и доказывают правильность, заложенных технических решений в конструкцию камеры сгорания. На втором этапе проводились испытания по проверке розжига камеры сгорания на всех высотах эксплуатации с определением границ розжига.
Это сообщение внесло некоторую ясность в ход реализации программы по разработке ТВД ВК-800СМ. Следует сказать, что дивизион «Двигатели» УЗГА занимается разработкой ВК-800СМ совместно с головным разработчиком мотора – компанией из Санкт-Петербурга «ОДК-Климов». В этом проекте вместе с АО «ОДК-Климов» и УЗГА также принимает участие Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) – АО «ОДК-УМПО».
Следующим шагом должно стать проведение испытаний автономной установки центробежного компрессора. Испытания позволят подтвердить расчетные параметры компрессора, в том числе расход воздуха, степень повышения давления, КПД, запасы газодинамической устойчивости. Затем должны быть проведены стендовые испытания газогенератора, после чего последуют стендовые испытания всего опытного образца двигателя ВК-800СМ. Далее по «цепочке» должны быть осуществлены испытания в небе, сертификация и разворачивание серийного производства мотора.
Согласно официальным сообщениям, ранее планировалось, что летом 2022 г. УЗГА приступит к стендовым испытаниям газогенератора двигателя, а до конца 2022 г. была запланирована постановка на стенд первого опытного образца ВК-800СМ. Сейчас на основании «свежей» информации о стендовых испытаниях камеры сгорания мотора ВК-800СМ и сообщения от 6 апреля можно сделать с большой долей вероятности предположение, что следует ожидать сдвига «вправо» по программе на два года.
6 апреля текущего года для представителей СМИ была доведена официальная информация о том, что осенью прошлого года на стенде в УЗГА были проведены пробные пуски усовершенствованного газогенератора ТВД ВК-800СМ. В настоящее время на предприятии УЗГА в Екатеринбурге введен в эксплуатацию стенд для проведения испытаний газогенератора ВК-800СМ и всего двигателя в сборке с винтом. По заявлению генерального конструктора дивизион «Двигатели» УЗГА Сергея Долгушина, летные испытания опытного образца мотора ВК-800СМ на самолете летающей лаборатории Як-40ЛЛ, принадлежащей СибНИА им. С.А.Чаплыгина, начнутся в третьем квартале 2023 г., а на третий квартал 2024 г. запланирован первый испытательный полет самолета ЛМС-901 с ТВД ВК-800СМ. Начало серийного производства моторов ВК-800СМ намечен на 2025 г.
Создатели самолета ЛМС-901 ждут окончания стендовых и летных испытаний турбовинтового двигателя (ТВД) ВК-800СМ, а также сертификации и постановки мотора в серийное производство. В 2022 г. на доводку «Байкала» выделялось из госбюджета 3,5 млрд. руб.
Согласно Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., в 2024 г. должно быть выпущено первые 14 серийных самолета ЛМС-901. В марте нынешнего года на производственной площадке «Уктус», принадлежащей УЗГА, особой экономической зоны «Титановая долина» было завершено строительство нового ангара площадью 1,9 тыс. кв. метров для наземного испытания и проведения сервисных работ на авиатехники, в частности, самолета марки ЛМС-901 «Байкал» и перспективного самолета местных воздушных линий ТВРС-44 «Ладога».
В начале февраля нынешнего года правительство России согласовало инвестиционный проект по поставке в лизинг на льготных условиях нескольких типов самолетов и вертолетов отечественным авиакомпаниям на общую сумму в 55 млрд. рублей. Контракт намечено профинансировать за счет средств Фонда национального благосостояния с привлечением внебюджетных денег. Согласно официальным документам, первые пять самолетов ЛМС-901 должна получить авиакомпания «Аврора» в 2025 г., еще пять штук фирме поставят в 2026 г. Первые серийные машины для авиакомпании «Аврора» планируют использовать для патрулирования лесов и в санавиации.
Досье ЖВ
Масса пустого однодвигательного самолета ЛМС-901 «Байкал» составляет 2,04 т, а максимальный взлетный вес – 4,8 т. Расчетная максимальная скорость полета – 300 км/ч. Расчетная максимальная дальность – 3 тыс. км. Самолет ЛМС-901 должен эксплуатироваться при температурах от -50°C до +55°C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега/пробега – 250 м. Планируется, что с базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования самолет будет летать до 73° северной широты.
Разработчиком самолета ЛМС-901 является дочерняя фирма Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – «Байкал Инжиниринг». УЗГА входит в состав госкорпорации «Ростех».
Юрий Пономарев
Фото автора