Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В прошедшем году в отечественном вертолетостроении наблюдался устойчивый рост производства
На МАКС-2011 генеральный директор холдинга ОАО «Вертолеты России», контролируемого ОАО «ОПК «Оборонпром», Дмитрий Петров заявил, что на предприятиях холдинга в 2011 г. выпустят 267 вертолетов, тем самым производство вертолетной техники возрастет по сравнению с 2010 г. на 24,8%.
Стоит напомнить, что в 2010 г. предприятия, входящие в состав ОАО «Вертолеты России», поставили заказчикам 214 вертолетов военного и гражданского назначения (58% продаж в 2010 г. пришлось на гражданские вертолеты, 42% – на военные).
В 2011 г. наибольшее количество винтокрылых машин построено на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) – около 90 штук. Это средние по грузоподъемности вертолеты семейства Ми-8/17 и легкие машины семейства «Ансат». По итогам 2011 г. положительная динамика в производстве вертолетной техники на КВЗ сохранилась и составила приблизительно 10-15% за год, по сравнению с 2010 г. Стоит упомянуть о крупных экспортных контрактах КВЗ. В 2011 г. казанские вертолетостроители начали отправлять в Индию машины Ми-17В-5 в рамках контракта, заключенного в декабре 2008 г. на приобретение 80 вертолетов. В конце прошедшего года КВЗ отправил партию из 9 вертолетов Ми-17В-5 в Афганистан. Всего в рамках контракта между ОАО «Рособоронэкспорт» и Минобороны США в Афганистан запланировано поставить 21 вертолет марки Ми-17В-5. Оставшиеся 12 машин Ми-17В-5 КВЗ должен поставит заказчику до конца 2012 г. Сумма российско-американского контракта превышает 370 млн. $. Стоит заметить, что по неофициальной информации, стоимость одного вертолета Ми-17 в военном варианте составляет 17,5 млн. $.
Около 80 вертолетов семейства Ми-8/17/171 планировал выпустить в 2011 г. Улан-Удэнский авиационный завод (УУАЗ). Из крупных экспортных контрактов, выполняемых УУАЗ, стоит упомянуть завершение поставок в 2011 г. 22 вертолетов Ми-171Е для ВВС Ирака (вертолет Ми-171Е – это экспортный вариант машины Ми-8АМТ), а также поставка в Шри-Ланку 14 вертолетов Ми-171.
По официальной информации, в 2011 г. на Кумертауском авиазаводе (КумАПП) планируется построить и передать заказчику 6 вертолетов Ка-31 ДРЛО для ВМС Китая (этой партией завершается контракт с китайцами), еще пять штук Ка-31 ДРЛО предназначены для авиации ВМС Индии, около 10 вертолетов Ка-32 получат заказчики в России, Индии, Казахстане и других странах. Также в 2011 г. запланирована поставка 12 вертолетов марки Ка-226 для нужд МВД, ФСБ и МЧС России.
Партию вертолетов марки Ка-226 (не более 10 штук) планировало построить и передать заказчику в 2011 г. Оренбургское предприятие – ПО «Стрела», не входящее в холдинг ОАО «Вертолеты России».
Согласно прогнозам (Минобороны частично засекречивает информацию), можно ожидать, что в 2011 г. российские военные получат от авиапромышленности около 110 вертолетов (15 штук Ми-28Н, 10 – Ка-52, два Ми-35М, один Ми-26, шесть «Ансат-У», шесть Ка-226, более 60 машин семейства Ми-8/Ми-17). Эти машины изготовят в ОАО «Роствертол», ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина» (г. Арсеньев, Приморский край), КВЗ, УУАЗ и др.
В области вертолетостроения важным событием 2011 г., несомненно, стало завершение изготовления в ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» двух прототипов модернизированного легкого вертолета Ми-34С1. Машина Ми-34С1 ОП-1 создана в учебно-тренировочном варианте для летных училищ Минобороны России, а машина Ми-34С1 ОП-2 – в варианте для коммерческих заказчиков. В августе начались испытательные полеты этого усовершенствованного легкого вертолета.
Юрий Пономарев
Фото сайта aviaport.ru
На снимке: сборка ударных Ка-52 на авиазаводе «Прогресс»