Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Авиационная общественность страны отметила в прошедшем феврале 100-летний юбилей гражданской авиации страны, а в марте Росавиация подвела итоги 2022 г. и официально их озвучила
Авиаперевозки
10 марта 2023 г. в столице состоялось итоговое расширенное заседание коллегии Федерального агентства воздушного транспорта РФ (Росавиации). На мероприятии с большим докладом на тему «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта за 2022 г., основных задачах на 2023 г. и среднесрочную перспективу» выступил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько.
Подводя итоги за прошлый год, Александр Васильевич сказал, что весь 2022 г. российская гражданская авиации работала в условиях беспрецедентных зарубежных санкций. Количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями в 2022 г., составило более 95,21 млн. пассажиров, при этом 82% перевезенных пассажиров пришлось на перевозку по внутренним авиалиниям. В условиях прекращения перелетов по многим международным авиалиниям удалось сохранить авиасообщение с рядом зарубежных стран. По состоянию на 10 марта 2023 г. прямое авиасообщение осуществляется с 34 иностранными государствами. Сейчас международные пассажирские рейсы выполняют 14 российских авиакомпаний в 22 страны мира. Полеты в Россию выполняют 53 иностранные авиакомпании из 27 государств. По словам А.Нерадько, российские и иностранные авиакомпании постоянно ведут работу по расширению географии полетов.
Для сравнения стоит сказать, что в течение 2021 г. отечественными авиакомпаниями суммарно перевезено свыше 111 млн. человек, что на 60% больше, чем в 2020 г., но на 10,3% меньше чем в допандемийном 2019 г.
Руководитель Росавиации подчеркнул, что благодаря принятым руководством России решениям о господдержке с целью «нивелирования западных санкций», авиакомпании и аэропорты России смогли в 2022 г. планомерно продолжить свою деятельность. Гражданская авиация получила государственную поддержку на сумму в 174,2 млрд. руб.
Аэропорты
Меры государственной поддержки были оказаны 11 закрытым аэропортам юга и центральной части России. Удалось стабилизировать финансовое состояние и обеспечить бесперебойную работу национального провайдера аэронавигационных услуг – предприятия «Госкорпорация по ОрВД».
В частности, по официальным данным, закрытый с конца февраля 2022 г. аэропорт Геленджика (входит в группу из 11 аэропортов Юга России) завершил 2022 г. с убытком по РСБУ в размере 409 млн. руб. До закрытия аэропорт Геленджика успел обслужить около 10 тыс. человек. В 2021 г. пассажиропоток в аэропорту превысил 1,04 млн. человек. Выручка авиапредприятия в Геленджике в 2022 г. снизилась более чем в 12 раз, по сравнению с 2022 г., составив 59,2 млн. руб.
На первом месте по количеству пассажиров, которых обслужили в РФ в 2022 г., традиционно столичный аэропорт Шереметьево – 28,4 млн. человек (снижение на 8,1%), из них 6,4 млн. человек совершали полеты на международных авиалиниях. На международных направлениях в Шереметьево пассажиропоток упал в прошлом году на треть, по сравнению с 2021 г.
По итогам прошлого года воздушная гавань северной столицы Пулково впервые стал вторым аэропортом России по объему пассажиропотока на внутренних рейсах, обслужив 15,8 млн. человек. Для сравнения: на международных рейсах в 2022 г. аэропорт Пулково обслужил 2,4 млн. пассажиров.
Лидерами в прошлом году среди отечественных авиакомпаний по объему перевозок на внутренних авиарейсах стали авиакомпания «Россия», «Победа», «Аэрофлот» и S7.
Наиболее востребованными направлениями в 2023 г. были Москва, Сочи, Новосибирск, Екатеринбург, Казань Минеральные Воды и др. Наиболее востребованными зарубежными направлениями стали Анталья, Стамбул, Минск, Дубай, Ташкент, Душанбе, Ереван, Бишкек и Хургада.
Авиапарк
По словам А.Нерадько, в 2022 г. Росавиацией в целях сохранения самолетного парка был проведен перевод самолетов российских авиакомпаний, взятых в лизинг за рубежом, в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ. В марте – декабре 2022 г. перерегистрировано 647 самолетов иностранного производства у 30-ти отечественных авиакомпаний. Парк воздушных судов российских авиакомпаний, ранее зарегистрированных в реестрах иностранных государств, обеспечен сертификатами летной годности.
Правительство России выделило 300 млрд. рублей на выкуп иностранных самолетов в пользу российских авиакомпаний. Получится ли эта акция – покажет время.
Юрий Пономарев
Фото аэропорта Пулково