Составлены и утверждены планы по поставкам до 2026 г. отечественным авиакомпаниям в лизинг вертолетов

В нынешнем 2023 году планируется передать отечественным заказчикам 26 вертолетов семейства Ми-8

В прошедшем феврале правительством России был подписан третий инвестиционный проект на приобретение в 2023-2026 гг. авиатехники отечественного производства. В соответствии с этим документом, в рамках лизинга на льготных условиях будет поставлено 39 самолетов и вертолетов, построенных на российских авиазаводах. Эти воздушные суда будут переданы через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) в лизинг на срок от 10 до 18 лет авиакомпании «Аврора», которая базируется на Дальнем Востоке. Финансирование проекта пойдет через Фонд национального благосостояния (ФНБ).

В число предназначенных для передачи «Авроре» воздушных судов числится 8 региональных авиалайнеров SSJ-New, 10 самолетов авиации общего назначения (АОН) ЛМС-902 «Байкал» (машину, которую предстоит еще испытать и сертифицировать, а вначале необходимо создать двигатель ВК-800СМ для этого самолета), 10 вертолетов Ми-171А2 и 11 вертолетов Ми-171А3. Запланировано, что на реализацию третьего инвестпроекта из средств ФНБ будет направлено около 55 млрд. руб. Из них на сумму в 33 млрд. руб. будет поставлен 21 вертолет Ми-171А2 и Ми-171А3.

По словам вице-премьера правительства и руководителя Минпромторговли РФ Дениса Мантурова, в 2023-2025 гг. в рамках другого инвестпроекта предусмотрено производство 86 вертолетов Ми-8АМТ/Ми-8МТВ-1 на сумму в 44,5 млрд. руб.

В документах правительства указано, что 86 вертолетов марки Ми-8АМТ/Ми-8МТВ-1 будут переданы в лизинг на 15 лет (каждая машина) авиакомпаниям в Краснодарском, Камчатском и Хабаровском краях, Вологодской, Тверской, Новосибирской, Воронежской областях и др. Из средств ФНБ на реализацию «вертолетного» проекта будет направлено 44,5 млрд. руб. Эта сумма должна полностью покрыть необходимый объем финансирования проекта.

В нынешнем году по сообщению Д.Мантурова, в рамках контрактов в 2023 г. авиастроители должны поставить 26 вертолетов Ми-8 различным отечественным авиакомпаниям.

Согласно неофициальной информации, один вертолет Ми-8АМТ стоит 400 млн. руб. ($10,9 млн.), Ми-171А2 стоит 750 млн. ($14,5 млн.), а винтокрылая машина Ми-171А3 – приблизительно – в 2,5 раза дороже вертолета Ми-8АМТ. По расчетам получается, что стоимость каждого вертолета из 86 штук стоит 417 млн. руб. Высокую стоимость вертолетов Ми-171А2 и Ми-171А3, в сравнении с машинами Ми-8АМТ/Ми-8МТВ-1, можно объяснить тем, что серийное производство этих двух новых модификаций только разворачивается на предприятиях холдинга «Вертолеты России».

Теперь дальнейшая реализация инвестпроектов по лизингу авиационной техники будет зависеть от наличия средств в Фонде национального благосостояния (ФНБ), который на протяжении многих лет пополнялся поступлениями от продажи нефти и газа за рубеж. В первой декаде нынешнего февраля вице-премьер правительства Александр Новак заявил, что в марте Россия снизит «добровольно» добычу нефти на 5%, что поможет «восстановлению рыночных отношений». Решение принято на фоне эмбарго ЕС на российскую нефть и введения ценового потолка. «Россия в марте добровольно сократит добычу на 500 тыс. баррелей в сутки». Согласно прогнозу, заложенному в бюджет, добыча нефти в России в этом году упадет на 8,4%, до 490 млн. т (9,8 млн. барр. в сутки). Независимые эксперты полагают, что до 20%. Прогноз в бюджете РФ на 2023 г. закладывался с учетом того, что с 5 декабря 2022 г. начало действовать эмбарго Евросоюза (ЕС) на импорт российской нефти, а с 5 февраля текущего года страны ЕС задействовали эмбарго на импорт нефтепродуктов (солярки, мазута и др.).

Сейчас установлены ценовые потолки на поставки нефти и нефтепродуктов из России в третьи страны: для нефти – $60 за баррель, для светлых нефтепродуктов – $100, для темных – $45 за баррель. Напомним, что баррель – это мера объема жидких и сыпучих веществ и жидкостей равная в метрической системе 158,98 литра (для нефти).

Игорь Лот

Фото автора

 

На снимке: вертолет Ми-8АМТ