Утвержденный нереальный план

Минпромторговли РФ изначально составило нереальный план по выпуску 178 самолетов МВЛ L-410 к декабрю 2030 г.

Машина для местных авиалиний (МВЛ) L-410 разработана специалистами Чехии в 60-е годы прошлого столетия. В августе 2013 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала 100% владельцем акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries)», которая серийно продолжает строить машины L-410 на авиазаводе в чешском городе Куновице. Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов МВЛ L-410 крупноузловой лицензионной сборки, производимых на Урале под Екатеринбургом на авиазаводе, принадлежащем Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), осуществлялась через механизм финансового лизинга ГТЛК с 2016 г.

Продвижением самолета МВЛ L-410 на рынок и финансированием заказа занималась крупнейшая лизинговая компания России – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), на 100% принадлежащая Минтрансу России.

До весны 2022 г. на Урале выпускалась русифицированная версия, в которой импортозамещен ряд бортовых систем. После начала СВО в конце апреля 2022 г. чешская компания «Омнипол» выкупила 100% акций авиазавода «Эйркрафт Индастриз», на котором производятся самолеты МВЛ L-410, у российского владельца – УГМК. После введения санкций странами ЕС дальнейшие поставки в Россию узлов, агрегатов, двигателей и различных компонентов для крупноузловой сборки чешского самолета МВЛ были приостановлены.

Необходимо отметить, что на самолетах L-410, которые в виде машинокомплектов поставлялись в Россию на предприятие УЗГА, устанавливаются два турбовинтовых двигателя (ТВД) Н 80 (усовершенствованный Walter M601E), с взлетной мощностью 750 л.с. каждый. С 2009 г. компания «Валтер Эджин» (WalterEngine) принадлежит американской компании «Дженерал Электрик». Российский аналог ТВД Н 80 – мотор ВК-800С разрабатывается более 15 лет. Сертификация ТВД ВК-800С намечена на декабрь 2024 г. Разработкой двигателя ВК-800С занимается дивизион «Двигатели» УЗГА совместно с головным разработчиком мотора – компанией из Санкт-Петербурга «ОДК-Климов». В этом проекте вместе с АО «ОДК-Климов» и УЗГА также принимает участие Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) – АО «ОДК-УМПО».

В марте-апреле 2022 г. аннулируются прежние договоренности по поставкам машинокомплектов самолетов L-410 из Чехии в Россию, а 25 июня 2022 г. распоряжением правительства РФ № 1693-р утверждается и принимается к исполнению Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., в которой черным по белому утверждается выпуск 178 машин L-410 для отечественных заказчиков до 2030 г. Уточним: 178 самолетов без учета 4 воздушных судов L-410, поступивших заказчикам в первом квартале 2022г. (до апреля 2022 г.).

Согласно утвержденной кабмином РФ Комплексной программы, в 2023 г. авиакомпаниям должны поставить 20 машин L-410. Можно с большой долей уверенности предположить, что значительная часть программы по самолету L-410 останется на бумаге.

Юрий Пономарев

 

Фото УЗГА