Российские гражданские вертолеты появились на выставке вооружений в Абу-Даби

На 16-й Международной конференции и выставки вооружений IDEX-2023, проходившей 20-24 февраля в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), были продемонстрированы натурные образцы российских вертолетов Ми-171А3, Ка-226Т и Ка-62

Из трех винтокрылых машин больше всего шансов выйти в ближайшей перспективе на международный рынок только у вертолета средней грузоподъемности Ми-171А3, т.к. у этой машины два турбовальных двигателя (ТВД) отечественной разработки – ВК-2500ПС-03. Для вертолетов Ка-226Т и Ка-62 необходимо создать отечественные ТВД – ВК-650В и ВК-1600В соответственно. Обе «камовские» машины на сегодняшний день сертифицированы, но с зарубежными моторами, а у Ка-62 также пока еще и австрийская трансмиссия с редуктором и масса иностранных комплектующих. Ничего принципиально нового холдинг «Вертолеты России» предложить для мирового рынка вертолетов гражданского назначения пока не может. Показ трех винтокрылых машин в Абу-Даби больше был похож на напоминание отечественной вертолетостроительной отрасли, что она существует в сегодняшней России, чем предложение реального продукта для нынешнего мирового рынка. Этакий перспективный продукт с замахом на будущее. Любопытно, что куда-то пропал проект с международным участием холдинга «Вертолеты России» по легкому гражданскому вертолету VRT 500, который ранее много рекламировали.

Ми-171А3

Вертолет Ми-171А3 – это глубокая модификация запущенного несколько лет назад в серийное производство вертолета Ми-171А2. Разработка вертолета Ми-171А3 началась в 2018 г. Винтокрылая машина Ми-171А3 предназначена для полетов на морские нефтяные и газодобывающие платформы при диапазоне температур окружающего воздуха от -50 С до +50 С.. Холдинг «Вертолеты России» получил в конце декабря 2022 г. от Росавиации сертификат типа на грузовую версию вертолета Ми-171А3.

Новая модификация вертолета разрабатывается с учетом жестких требований Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP). Как заявляют разработчики, при проектировании был учтен опыт, полученный при производстве вертолетов для стран Карибского бассейна и Латинской Америки. Бортовое оборудование машины будет осуществлять навигацию в высоких широтах и связь с морскими судами. Вертолет оснащается системой аварийного приводнения и спасательными плотами, для Ми-171А3 разработан новый авариестойкий фюзеляж.

В соответствии с принятой правительством Комплексной программой развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г, запланировано построить на авиазаводе в Улан-Удэ (УУАЗ) в 2023 г. пять машин Ми-171А3, а в 2024 г. – 6 штук для внутреннего рынка.

Ка-226Т

На выставке IDEX-2023 холдинг «Вертолеты России» впервые продемонстрировал второй опытный образец вертолета Ка-226Т с модулем в пассажирском VIP-исполнении. Первый опытный образец легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т (вариант 226.54) совершил первый полет по кругу 30 декабря 2021 г. в Национальном центре вертолетостроения (НЦВ) им. М.Миля и Н.Камова в Томилино. Одной из главных особенностей усовершенствованной модели вертолета Ка-226Т (вариант 226.54), названной «Альпинист», является возможность машины выполнять полеты в высокогорье. Усовершенствованный вертолет сможет применяться на высотах до 6,5 км. Данная модель с двумя ТВД Arrius 2G1 (взлетная мощность одного мотора составляет 710 л.с.) французской компании Safran с электронно-цифровой системой управления (FADEC) разрабатывалась в рамках предполагаемого контракта с Индией, который пока не удалось заключить.

По утверждению разработчиков, вертолет Ка-226Т также эффективен при полетах над водной поверхностью. Машина может осуществлять взлет и посадку на палубу морских судов, в том числе небольших по размерам и тоннажу. У Ка-226Т «Альпинист» увеличена скорость полета, снижена масса пустого вертолета (на 400 кг), увеличена дальность полета и др. От предыдущих моделей вертолетов семейства Ка-226 усовершенствованную винтокрылую машину отличает новая конструкция планера и фюзеляжа с существенно возросшими аэродинамическими характеристиками.

Ка-62

Многоцелевой транспортный вертолет средней грузоподъемности Ка-62 разрабатывается с середины 80-х годов прошлого столетия. Дальность полета Ка-62 составляет 700 км, максимальная скорость – 310 км/ч, крейсерская скорость полета – 290 км/ч. Максимальная взлетная масса вертолета – 6,8 т, вместимость – 15 пассажиров. Ка-62 также может перевозить 2 т груза внутри кабины и до 2,5 т на внешней подвеске. В зависимости от требований заказчика вертолет может оснащаться спасательной лебедкой и медицинским модулем.

Ка-62 – многоцелевой вертолет средней грузоподъемности, спроектированный и построенный с применением последних мировых достижений в вертолетостроении. По утверждению разработчиков, нынешняя модель Ка-62 отвечает российским и международным нормам летной годности, стандартам надежности и безопасности выполнения грузовых и пассажирских перевозок. В конструкции Ка-62 активно используются полимерные композиционные материалы (до 60% по массе). По утверждению разработчиков, это позволило снизить расход топлива, увеличить скорость и грузоподъемность машины.

В начале декабря 2021 г. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало холдингу «Вертолеты России» сертификат типа на новый отечественный вертолет средней грузоподъемности Ка-62 с двумя французским ТВД Ardiden 3G/

86 вертолетов Ми-8 для внутреннего рынка

В середине нынешнего февраля стало известно, что холдинг «Вертолеты России»  заключил с Государственной лизинговой компанией (ГТЛК) договор на поставку86 вертолетов марки Ми-8.  Вертолеты построят на заводах в Казани и Улан-Удэ в универсальной транспортной комплектации и переданы заказчику в период с 2023 г. по 2025 г.

Машины будут переданы в рамках исполнения Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. и предназначены для передачи в лизинг отечественным авиакомпаниям на льготных условиях для обновления авиапарка.

Игорь Лот

На снимке: вертолет Ка-226Т на выставке IDEX-2023

 

Фото пресс-службы ГК «Ростех»