Завис на неопределенное время контракт на производство по лицензии вертолетов Ка-226Т для Индии

За прошедшие семь лет Россия и Индия так и не смогли подписать соглашение о поставках индийской стороне легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т и локализации их серийного производства на полуострове Индостан

На недавно прошедшей в индийском городе Багналор международной выставке «Аэро Индия-2023» (Aero India 2023) на официальном уровне было сообщено, что переговоры с Индией по производству вертолетов Ка-226Т заморожены, поскольку «индийского партнера не устраивает предложенный совместным предприятием уровень локализации серийного производства винтокрылых машин». В настоящее время индийским партнерам переданы обновленные предложения по локализации производства вертолетов Ка-226Т в Индии, которыми предусмотрена 70% локализация. Ожидается решение индийской стороны о продолжении переговорного процесса.

В 2015 г. Россия и Индия подписали межправительственное соглашение о поставках индийской стороне легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т и локализации серийного производства (от 50 до 70%) этих винтокрылых машин на территории Индии. Планировалось, что производство Ка-226Т для индийского заказчика на первом этапе будет осуществляться в Улан-Удэ, а потом поэтапно перенесено на площадку совместного российско-индийского предприятия (СП) Indo-Russian Helicopters Limited в Индии, созданного в 2017 г. Документ предполагал поставку 60 вертолетов из России и затем изготовление в Индии еще 140 машин. Однако контракт на 200 вертолетов Ка-226Т общей стоимостью $1 млрд. до сих пор не заключен. Россия также предлагала Индии рассмотреть возможность выпуска на мощностях СП морского варианта Ка-226Т для национальных Военно-морских сил.

Вертолет Ка-226Т, который Россия предлагает Индии, оснащен двумя турбовальными двигателями (ТВД) Arrius 2G1 (взлетная мощность одного мотора составляет 710 л.с.) французской компании Safran с электронно-цифровой системой управления (FADEC). Франция не чинила санкций Индии по поставкам двигателя Arrius 2G1. Чтобы получить заказы от потенциальных отечественных эксплуатантов на машину Ка-226Т, на вертолете в связи с санкциями необходимо установить российский ТВД ВК-650В, который находится в разработке. Летные испытания вертолета с двигателем ВК-650В планируется начать в 2023 г., как и сертификационные испытания самого двигателя. Заявленная разработчиками взлетная мощность перспективного двигателя составляет 650 л.с.

Согласно принятой правительством Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. планируется построить в 2023 г. один легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т, и до 2030 г. больше машин этой марки строить не собираются. Необходимо сказать, что второй опытный образец машины Ка-226Т  был построен в 2022 г. и впервые его продемонстрировали на международной оборонной выставке IDEX-2023 в Абу-Даби в феврале 2023 г.

Первый опытный образец вертолета Ка-226Т (вариант 226.54) совершил первый полет по кругу 30 декабря 2021 г. в Национальном центре вертолетостроения (НЦВ) им. М.Миля и Н.Камова в Томилино. Одной из главных особенностей усовершенствованной модели вертолета Ка-226Т (вариант 226.54), названной «Альпинист», является возможность машины выполнять полеты в высокогорье. Усовершенствованный вертолет сможет применяться на высотах до 6,5 км.

По утверждению разработчиков, вертолет Ка-226Т также эффективен при полетах над водной поверхностью. Машина может осуществлять взлет и посадку на палубу морских судов, в том числе небольших по размерам и тоннажу. У Ка-226Т «Альпинист» увеличена скорость полета, снижена масса пустого вертолета (на 400 кг), увеличена дальность полета и др. От предыдущих моделей вертолетов семейства Ка-226 усовершенствованную винтокрылую машину отличает новая конструкция планера и фюзеляжа с существенно возросшими аэродинамическими характеристиками.

Модернизированный Ка-226Т, предназначенный в первую очередь для Индии, получил новую колонку несущего винта, лопасти и главный редуктор, модернизированный комплекс пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, а также ударопрочную авариестойкую топливную систему. Машину облегчили под требования индийской стороны. Опционально вертолет может быть оборудован кислородным оборудованием, баллонетами, системой кондиционирования и обогрева воздуха.

Легкий многоцелевой двухдвигательный вертолет Ка-226Т с соосным расположением несущих винтов имеет максимальную взлетную массу 3,6 т. Машина предназначена для ведения воздушной разведки, целеуказания, патрулирования, транспортировки грузов (около 800 кг), перевозки и десантирования разведывательно-диверсионных групп численностью до 7 человек.

Можно сделать вывод, что на сегодняшний день вся программа по серийному выпуску вертолетов Ка-226Т на ближайшие восемь лет держится на Индии.

На выставке стало известно, что в ближайшей перспективе около 200 вертолетов индийской разработки должны вскоре поступить на вооружение сухопутных войск Индии: 95 легких вертолетов Prachant и 110 многофункциональных вертолетов LUH (Light Utility Helicopter).

 

Игорь Лот

Фото холдинга "Вертолеты России"