Гражданский сектор вертолетостроительной отрасли России в 2022 г.

Согласно заявлению руководства холдинга «Вертолеты России», сделанному в начале 2022 г., на предприятиях холдинга планировалось построить 311 винтокрылых машин гражданского и военного назначения. Проведение в течение 2022 г. СВО внесло свои коррективы

ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ)

В 2022 г. предполагалось, что на КВЗ построят 111 вертолетов для 10 заказчиков: 58 машин семейства Ми-8/17, 41 вертолет «Ансат» и 12 машин Ми-38. Бо́льшая часть винтокрылых машин из Казани должна была пойти на внутренний рынок.

По поводу выпущенных в прошлом году транспортных вертолетов Ми-38 назвать конкретное количество сложно. Известно только, что два Ми-38Т для Минобороны РФ должны были передать заказчику до конца декабря 2022 г. В 2021 г. руководитель холдинга «Вертолеты России» Николай Колесов заявил, что имеются твердые контракты на 25 вертолетов Ми-38 до 2024 г., в том числе и для зарубежных заказчиков. Как официально сообщалось, 9 вертолетов Ми-38ПС в спасательном варианте законтрактовало МЧС России.

Стоит сказать, что в начале прошедшего января стало известно, что в 2022 г. для двигателя ТВ7-117В, устанавливаемого на машине Ми-38, было получено одобрение главного изменения сертификата, вводящего чрезвычайный режим с достижением мощности 3750 л.с. в течение 2,5 минут.

Также сложно сказать, сколько было построено за год легких многоцелевых вертолетов марки «Ансат». Из-за санкций, введенных против России в прошедшем году постепенно должна была произойти приостановка серийного производства вертолетов «Ансат», на каждом из которых устанавливается два турбовальных двигателя (ТВД) PW-207K канадской компании «Пратт-Уитни Кэнэда». Из официальных источников известно, что в прошедшем году один вертолет «Ансат» в санитарном варианте поставили в Зимбабве.

В течение 2022 г. КВЗ передал Национальной службе санитарной авиации (НССА) несколько партий вертолетов средней грузоподъемности Ми-8МТВ-1 и легких вертолетов «Ансат» с медицинскими модулями. На декабрь 2022 г. по контракту с лизинговой компанией «ПСБ-Авиализинг» передали эксплуатантам 42 машины из 66 вертолетов, утвержденных договором в 2020 г.

Основной продукцией КВЗ в прошлом году стали вертолеты марки Ми-8МТВ-1. Машина Ми-8МТВ-1 создана на базе модели Ми-8Т, но является более мощным вертолетом среднего класса с улучшенными летно-техническими характеристиками. Воздушное судно способно перевозить до 22 пассажиров или 4000 кг груза в кабине либо на внешней подвеске. Винтокрылая машина может оснащаться двумя дополнительными топливными баками.

В частности, осенью прошлого года КВЗ передал два вертолета Ми-8МТВ-1 для ФБУ «Авиалесоохрана». Винтокрылые машины предназначены для оснащения межрегионального лесопожарного центра «Север» (Красноярский край). В общей сложности к декабрю 2022 г. в противопожарный центр суммарно поставлено шесть вертолетов из заказанных, четыре из них эксплуатируются «Авиалесоохраной».

Значительная часть винтокрылых машин марки Ми-8МТВ-1, построенных в Казани в прошедшем году, получили отечественные авиакомпании из разных уголков страны от Карелии до Камчатки. Это авиакомпании «Стрежевское авиапредприятие (Томская область), «Тайга» (Южно-Сахалинск), «Авиационная компания «Ямал» (Ямало-Ненецкий автономный округ), «КрасАвиа» (Красноярск), «Ангара» (Иркутск) и «Дальнереченск Авиа» (Хабаровск) и др. До конца 2022 г. и в начале января 2023 г. через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) суммарно поставили 12 вертолетов марки Ми-8МТВ-1.

Программа ГТЛК по развитию лизинга отечественных вертолетов с государственным софинансированием стартовала в 2016 г. По состоянию на 1 января 2022 г. общий объем инвестиций в программу составил более 51 млрд. руб., из них  26 млрд. руб. это бюджетные средства. Всего с 2016 г. лизингополучателям было передано 120 вертолетов семейства Ми-8 и «Ансат».

В мае 2022 г. новый руководитель холдинга «Вертолеты России» Николай Колесов на встрече с коллективом КВЗ сообщил, что предприятие обеспечено заказами на текущий год (уже шло СВО и начали действовать западные санкции) и будущий год. «В 2022-2023 гг. планируется выпустить 111 и 106 машин соответственно», – сказал Н.Колесов.

Также Н.Колесов заявил, что «сейчас одна из главных задач – это решение проблемы гигантского долга предприятия». На начало января 2023 г. долг составлял более 30 млрд. рублей.

Напомним, что в 2022 г. на КВЗ планировали построить 111 вертолетов. Осенью в СМИ появилась информация о том, что по состоянию на начало сентября в той или иной степени готовности (сборки) находилось всего 44 винтокрылых машины марки «Ми» и «Ансат». Можно с большой долей уверенности предположить с учетом машин, поставленных в первом полугодии прошлого года, что в 2022 г. на КВЗ было выпущено около 50-60 вертолетов для гражданской авиации.

АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ)

Авиазавод в Бурятии в настоящее время специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171Е), Ми-171, Ми-171А2 и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).

Значительная часть винтокрылых машин марки Ми-8АМТ, построенных в Улан-Удэ в 2022 прошедшем году, получили разные авиакомпании. В частности, две машины получила отечественная авиакомпания: «ЮТэйр – Вертолетные услуги». Эта компания заключила с холдингом «Вертолеты России» на МАКС-2021 соглашение о поставке 50 вертолетов марки Ми-8АМТ начиная с 2022 г. Авиакомпания планирует задействовать 50 вертолетов в версии Ми-8АМТ для выполнения пассажирских и грузовых перевозок в первую очередь при реализации проектов таких крупных компаний, как «Восток Ойл» и «НК «Роснефть».

Благодаря широкому набору дополнительного оборудования вертолеты марки Ми-8АМТ применяются в транспортном, пассажирском, противопожарном, санитарном, поисково-спасательном и аварийно-спасательном вариантах. Вертолеты оснащены двумя ТВД ТВ3-117ВМ сер.02 производства компании «ОДК-Климов» и усиленной трансмиссией. Надежную навигацию обеспечивает БМС-индикатор, работающий с системами спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС.

В прошлом году винтокрылые машины марки Ми-8АМТ поступили в авиакомпании «Норильск Авиа», «Газпром-авиа» и др. Два вертолета марки Ми-8АМТШ-ВА были переданы МЧС России в рамках договора на четыре машины. Еще два вертолета должны быть переданы МСЧ в нынешнем году. Воздушные суда будут использоваться для доставки спасателей в самые отдаленные и труднодоступные районы Арктического региона России, а также при тушении природных пожаров.

Арктический вариант вертолета Ми-8АМТШ-ВА создан для эксплуатации в северных регионах при экстремально низких температурах. Машину отличает улучшенная теплоизоляция фюзеляжа, система подогрева агрегатов маслосистемы и трансмиссии и др. Позволяет оперативно запустить двигатели при температурах до –60 градусов. Установка дополнительных баков позволила увеличить дальность полета. Машина может провести в воздухе до семи часов без дозаправки.

В прошлом году винтокрылые машины Ми-8АМТ поступили в авиакомпании «Норильск Авиа», «Газпром-авиа» и др. Два вертолета марки Ми-8АМТШ-ВА были переданы МЧС России в рамках договора на четыре машины. Еще два вертолета должны быть переданы МСЧ в нынешнем году. Воздушные суда будут использоваться для доставки спасателей в самые отдаленные и труднодоступные районы Арктического региона России, а также при тушении природных пожаров.

Арктический вариант вертолета Ми-8АМТШ-ВА создан для эксплуатации в северных регионах при экстремально низких температурах. Машину отличает улучшенная теплоизоляция фюзеляжа, система подогрева агрегатов маслосистемы и трансмиссии и др. Позволяет оперативно запустить двигатели при температурах до –60 градусов. Установка дополнительных баков позволила увеличить дальность полета. Машина может провести в воздухе до семи часов без дозаправки.

В 2022 г. Улан-Удэнский авиационный завод (УУАЗ) поставил китайской компании Qingdao четыре вертолета Ми-171Е в рамках контракта 2019 г. на шесть винтокрылых машин этой модели. На вертолете Ми-171Е  модернизирована несущая система (лопасти несущих винтов выполнены с использованием композитных материалов), установлен новый автомат перекоса, усилена трансмиссия. Улучшена аэродинамика стабилизатора, усовершенствована килевая балка. На 20% увеличена грузоподъемность – до 5 т. Новое бортовое оборудование позволяет обеспечивать круглосуточное применение вертолета в любых метеоусловиях. Силовая установка Ми-171Е состоит из двух улучшенных двигателей ВК-2500ПС-03, которые работают с цифровой системой управления типа FADEC.

«Авиазавод в Улан-Уде, входящий в холдинг «Вертолеты России», отправил за рубеж продукции на сумму более 30 млрд. рублей в 2022 году», – сообщил для СМИ генеральный директор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев во время заключения одного из договоров на поставку модернизированных вертолетов Ми-171Е иностранному заказчику. «Доля завода в портфеле заказов «Рособоронэкспорта» составляет свыше 80 млрд. рублей», – добавил А.Михеев.

В начале 2022 г. УУАЗ был намечен годовой план по выпуску 110 вертолетов марки «Ми». Стоит сказать, что один новый вертолет семейства Ми-8, выпущенный на УУАЗ,  в процессе перегона с аэродрома Восточный в аэропорт Байкал (Улан-Удэ) 16 декабря потерпел крушение. Предназначенная для поставки заказчику машина рухнула при посадке и полностью сгорела. Погибли три человека: командир экипажа, техник и инженер, пассажиров на борту не было.

АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)»

В прошлом году предприятие из Кумертау (Башкирия), согласно контракту, должно было поставить два вертолета Ка-32 в противопожарном варианте в Сербию. По официальной информации один Ка-32 точно был поставлен.

План по выпуску винтокрылых машин для КумАПП в 2022 г. составил 10 вертолетов. Большие надежды в Кумертау возлагаются на новую модель вертолета для пожаротушения – машину Ка-32А11М, поставки которого предприятие планировало начать в 2022 г., а также на поставку заказчикам вертолета санитарной авиации Ка-226Т.

Согласно принятой Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. прогнозируется производство и поставки в 2023 г. первых четырех серийных машин Ка-32А11М (не только в противопожарном варианте). С 2025 г. по 2030 г. намечается суммарно изготовить 33 вертолета Ка-32А11М, т.е. в среднем по 5-6 машин ежегодно.

ПАО «Роствертол»

На вертолетном заводе в Ростове-на-Дону в прошлом году продолжали серийно строить ударные вертолеты семейства Ми-28 и многоцелевые боевые вертолеты Ми-35М в рамках договоров с Минобороны России и контрактов с зарубежными странами, а также продолжали выпускать тяжелые транспортные вертолеты Ми-26.

В 2022 г. вертолетный завод в Ростове-на-Дону передал МЧС России первый модернизированный тяжелый вертолет Ми-26Т2 с новым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и «стеклянной кабиной». Использование нового БРЭО позволили сократить численность экипажа с пяти до трех человек и обеспечить возможность полетов в любое время суток.

В июле 2021 г. министр обороны Сергей Шойгу, побывав на «Росвертоле», заявил, что военное ведомство будет ежегодно заказывать  по 15 вертолетов в год.

План на 2022 г. для ПАО «Роствертол», по словам главы холдинга, «Вертолеты России» Н.Колесова, составлял 60 винтокрылых машин.

ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина» (ААК «Прогресс»)

Авиазавод занимался в течение прошлого года производством военных вертолетов Ка-52 и Ка-52М. План на 2022 г. для предприятия «Прогресс» в Приморском крае был в 20 вертолетов.

Итоги

В обзоре приводятся данные только по самым значимым поставкам  вертолетов предприятиями холдинга, о которых сообщалось в официальных отечественных СМИ.

Для сравнения: согласно отчетам холдинга «Вертолеты России», в 2021 г. на предприятиях холдинга суммарно было произведено 185 вертолетов, в 2020 г. – 153 машины.

Статистические расчеты показывают, что ежегодно в среднем на предприятиях холдинга в последние пять лет строилось и поставлялось по 173-175 вертолетов. Можно сделать вывод, что изготовление 180 вертолетов в год – это количество сейчас «потолок» по возможностям предприятиям холдинга, т.к. внутренний рынок ограничен, а основными покупателями российской вертолетной техники c ограниченным модельным рядом за рубежом являются развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Юрий Пономарев

 

Фото холдинга «Вертолеты России»