Установлены предельно сжатые сроки создания самолета ТВРС-44 «Ладога»

На Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) построен натурный макет фюзеляжа, кабины пилотов и салона перспективного  самолета «Ладога»

В 2022 г. специалисты УЗГА построили макет кабины и салона самолета «Ладога», с которыми познакомили представителей ряда отечественных авиакомпаний, перевозящих пассажиров на региональных авиалиниях.

В настоящее время на самарском авиазаводе «Авиакор» и на смоленском авиазаводе (САЗ) ведется изготовление элементов планера для первых опытных образцов самолета «Ладога». Финишную сборку этих машин будут вести на УЗГА. Первый полет первой опытной машины «Ладога» планируется осуществить в 2024 г. Сертификация самолета и запуск в серийное производство намечены на 2025 г.

Необходимо сказать, что после введения санкций по поставкам высокотехнологичных изделий и технологий правительство РФ приняло решение ускоренными темпами разработать и развернуть серийное производство самолета МВЛ ТВРС-44 «Ладога. Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. в 2025 г. запланировано построить и передать заказчикам 15 первых штук серийных самолетов «Ладога», а затем с 2026 г. по 2030 г. выпускать по 25 самолетов ежегодно.

Перспективный турбовинтовой региональный самолет (ТВРС) предназначен для замены парка региональных самолетов вместимостью 30-50 мест (в частности, Ан-24 и Ан-26, Як-40) на всех потенциальных рынках, в первую очередь – внутреннем. По сведениям Росавиации, в отечественной коммерческой и государственной авиации на начало 2022 г. эксплуатировалось более 120 самолетов марок Ан-24, Ан-26 и Як-40.

Предконтрактная работа по машине ТВРС-44 началась на УЗГА в декабре 2018 г. Государственный контракт между Минпромторговли России и УЗГА подписали 25 декабря 2020 г. В марте 2022 г. был подписан контракт, согласно которому самым крупным подрядчиком в создании самолета «Ладога» (ТВРС-44) стал самарский авиазавод «Авиакор», который ранее строил по лицензии региональный самолет Ан-140. Всего в Самаре было построено около дюжины самолетов Ан-140.

В 2022 г. генеральный директор «Авиакора» Алексей Гусев заявил для СМИ: «Мы должны сделать четыре фюзеляжа для испытаний и сертификации нового самолета «Ладога». Мы сохранили все компетенции после того, как заморозили программу по Ан-140, сейчас начнем активно производить новую технику». Необходимо отметить, что авиазавод «Авиакор» входит в структуру холдинга «Русские машины», подконтрольной группе «Базовый элемент» Олега Дерипаски.

Сейчас идет этап опытно-конструкторских работ по ТВРС-44 с учетом задела, имеющегося по самолету МВЛ L-610, который разрабатывался в Чехословакии по заказу СССР в конце прошлого века. Разработку ТВРС-44 ведет УЗГА. Главный конструктор по проекту самолета Сергей Меренков.

В качестве силовой установки на самолете местных воздушных линий (МВЛ) ТВРС-44 планируется использовать два турбовинтовых двигателя (ТВД) ТВ7-117СТ-02 (каждый мощностью 2400 л.с.) разработки АО «ОДК-Климов». Это вариант двигателя ТВ7-117СТ-01, устанавливаемого на региональной машине Ил-114-300. Однако из-за проблем с двигателем ТВ7-117СТ летные испытания первого опытного образца самолета Ил-114-300 были приостановлены в августе 2021 г. и до сих пор не возобновились. По официальным сообщениям, в конце декабря 2022 г. двигатель 117СТ-01 был сертифицирован.

Два двигателя ТВ7-117СТ-02 должны приступить к стендовым к испытаниям летом 2023 г., а в декабре нынешнего года еще два мотора должны быть поставлены для оснащения первого опытного образца «Ладоги».

По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в 2022 г. и в нынешнем году в Институте проводились и продолжают проводиться испытания в АДТ турбовинтового регионального самолета ТВРС-44 «Ладога». Работы проводятся по заказу АО «УЗГА». Недавно, по сообщению пресс-службы ЦАГИ, в Институте в аэродинамической трубе (АДТ) Т-105 был завершен комплекс испытаний модели «Ладоги», в том числе на больших углах атаки и в свободном штопоре.

Необходимо сказать, что с начала нынешнего февраля руководитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов покинул свой пост и перешел в дирекцию госкорпорации «Ростех» курировать авиационные проекты. Его место занял генеральный директор Уральского завода гражданской авиации Вадим Бадеха. В последние годы на УЗГА были развернуты работы по созданию самолетов ТВРС-44 «Ладога», УТС-800, Л-410 с отечественными двигателями ВК-800С и легкого многоцелевого самолета ЛМС-910 «Байкал», которые реализуются с большими задержками. Временно исполняющим обязанности гендиректора УЗГА, назначен бывший исполнительный директор предприятия Сергей Федоров.

Игорь Лот

 

Фото УЗГА