Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
По ряду позиций Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г уже начала давать сбои
Летом нынешнего 2022 г. правительство России утвердило Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г, которая была опубликована на сайте правительства России. Согласно Комплексной программе, отечественная авиапромышленность должна изготовить к 2030 г. 1036 новых серийных самолетов и 764 вертолета гражданского назначения, а также почти 5 тыс. авиадвигателей для них.
Распоряжением правительства РФ № 1693-р от 25 июня 2022 г. Комплексная программа была утверждена и принята к исполнению. На развитие отрасли планируется выделить из госбюджета суммарно 770 млрд. руб.
С момента принятия документа прошло полгода. Можно подвести ряд промежуточных итогов. Сейчас можно с большой долей уверенности предположить, что в количественном отношении Комплексную программу выполнят в том или ином объеме. Во временном плане – к обозначенному сроку нет. В частности, программу по региональному самолету Ил-114-300.
Прошло уже почти полтора года, а из-за проблем с турбовинтовым двигателем ТВ7-117СТ так и не были возобновлены летные испытания машины Ил-114-300. Согласно официальным заявлениям, во многом из-за мотора ТВ7-117СТ приостановлена программа по транспортному самолету Ил-112В.
21 декабря уходящего года состоялось совместное заседание Экспертного совета по авиационной промышленности Комитета Госдумы (ГД) по промышленности и торговле и Комитета Союза машиностроителей России по авиационной промышленности. Участники мероприятия подвели промежуточные итоги деятельности и обсудили перспективы развития отечественной авиационной техники.
На заседании Экспертного совета выступил председатель Комитета ГД по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, который, в частности, сказал: «Самый сложный период пройден. Мы сейчас имеем достаточно хорошие шансы, пользуясь преференциями, сформированными в том числе российским законодательством, проводить не просто импортозамещение, а формировать тот технологический суверенитет, о котором говорил наш президент. Уже сегодня мы должны формулировать задачи на 7-15 лет вперед».
В свою очередь председатель Экспертного совета, вице-президент Союза машиностроителей России, генеральный директор ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)» Юрий Слюсарь заявил:«Если 2022 г. был годом подготовки к увеличению производства авиационной техники, то с 2023 г. эти планы должны воплощаться в жизнь…» Что-то подобное я уже слышал про советские пятилетки 70-х годов прошлого столетия: направляющая, определяющая и т.д. Короче говоря, в ОАК собираются продолжать очередную успешную пятилетку по наращиванию усилий с целью увеличения производства.
По сообщению пресс-службы ОАК, Ю.Слюсарь также сказал: «Одним из вызовов является нехватка квалифицированных кадров». В качестве примера он привел проведенное на предприятиях ОАК повышение зарплаты, которое позволило остановить отток работников, но, по его словам, для привлечения новых еще потребуются значительные усилия. А дальше о проблемах отрасли для СМИ и общественности – молчание. Примечательный посыл: ОАК уже на протяжении нескольких лет продолжает готовиться к увеличению производства. Пора бы и начать наращивать. Однако ясно, что отраслью руководят сверхоптимисты, являющиеся в первую очередь фантастами.
Непонятно, что будет со страной через год. Понятно, что затяжной вооруженный конфликт истощает экономику страны. Этот факт подтверждают даже самые верные пропагандисты от Минобороны в своих ангажированных СМИ. Еще парочка мобилизаций российских мужичков по 300 тыс. человек за пару месяцев, и придется приглашать на производство глубоких пенсионеров и подростков, как в Великую Отечественную войну. Наивно полагать, что наполняемость бюджета все время в ближайшей перспективе будет расти или хотя бы оставаться на одном уровне.
В России обожают разрабатывать планы лет на 10-15 вперед и жить проблемами лучезарного будущего, рекламируя малейшие положительные достижения настоящего и умалчивая о шлейфе нерешенных десятилетиями проблем.
Юрий Пономарев
Фото ОАК