В Сибири ведется подготовка самолета Як-52ЛЛ с опытным поршневым двигателем АПД-А к первому испытательному полету

Испытания перспективного мотора для самолетов спортивной авиации в составе летающей лаборатории прошли на аэродроме СибНИА им. С.А.Чаплыгина

В начале нынешнего декабря летающая лаборатория (ЛЛ) на базе спортивно-пилотажного самолета Як-52 с двигателем-демонстратором АПД-А выполнила наземные гонки, затем руление и пробежки по взлетно-посадочной полосе, а также подлеты. Испытания двигателя в составе летающей лаборатории Як-52 прошли штатно и подтвердили способность мотора обеспечить необходимые летные характеристики. Об этом сообщила пресс-служба ЦИАМ.

История создания поршневого двигателя АПД-А такова. В Центральном институте авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова на базе автомобильного поршневого мотора «Аурус» был разработан перспективный авиационный поршневой двигатель АПД-500 для самолетов типа УТС-800 и Як-152.

Двигатель «Аурус» (объем 4,4 литра) разработки НАМИ имеет мощность 598 л.с. Для соответствия адаптированного двигателя требованиям Авиационных правил АП-33 в ЦИАМ был разработан ряд узлов и систем, обеспечивающих безопасную работу авиационного варианта «Ауруса» во время полета.

Мотор АПД-500 создается в рамках научно-исследовательской работы (НИР) «Адаптация», заказчиком работ выступает Минпромторговли России. Задачей НИР является подтверждение возможностей и оценка преимуществ создания отечественного авиационного двигателя, оптимального по срокам разработки и стоимости, на базе серийного автомобильного мотора. Мотор АПД-500, установленный на ЛЛ Як-18Т, демонстрировался на МАКС-2021. Двигатель-демонстратор АПД-А является модификацией разработанного в ЦИАМ им. П.И. Баранова двигателя АПД-500 мощностью 500 л.с.

Ранее двигатель-демонстратор АПД-А успешно прошел комплекс стендовых испытаний. Мотор испытывался не только в обычном, но и в перевернутом положении, т. к. одна из главных задач двигателя спортивно-пилотажного самолета – это обеспечение работы при выполнении фигур сложного и высшего пилотажа в условиях больших положительных и отрицательных перегрузок, в перевернутом полете и на предельных режимах.

Распределение работ при проведении НИР таково: ЦИАМ отвечает за двигатель, а СибНИА – за подготовку летающей лаборатории и проведение летных испытаний перспективного поршневого двигателя. Оба НИИ входят в состав НИЦ им. Н.Е.Жуковского. В рамках нынешнего этапа НИР в отделении аэродинамики и динамики полета СибНИА были проведены расчетно-экспериментальные исследования аэродинамической модели летающей лаборатории на базе Як-52 с установленным мотором АПД-А и сделаны выводы о безопасности проведения летных испытаний. Сотрудниками отделения статической и ресурсной прочности СибНИА был выполнен прочностной расчет конструкции моторной рамы и ее элементов. По результатам расчета в отделении по разработке авиационной техники СибНИА подготовлены техническое задание и конструкторская документация на установку двигателя на летающую лабораторию. В опытном производстве Института изготовили мотоотсек, элементы функциональных систем двигателя и управления шагом винта. Также произведен монтаж мотора АПД-А на самолете-летающей лаборатории.

По утверждению специалистов СибНИА, заключение о проведенных исследований намечено использовать во время выполнения следующего этапа НИР при доработке конструкции АПД-А и его последующих летных испытаниях на летающей лаборатории. Результаты НИР будут использованы при создании систем для перспективных поршневых двигателей, которые обеспечат их работу в условиях перевернутого полета и высоких перегрузок в составе силовых установок самолетов акробатической категории, применяемых для высшего пилотажа, а также спортивных и учебно-тренировочных самолетов.

Юрий Пономарев

 

Фото пресс-службы СибНИА