Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Разработка перспективного учебно-тренировочного самолета УТС-800 находится на стадии подготовки к летным испытаниям
Федеральные информагентства распространили информацию о том, что генеральный директор особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина» Андрей Антипов на форуме «Города России-2030: вызовы и действия 2:0» заявил, что разработка самолета УТС-800, которую ведет Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), имеющий производственные площадки в ОЭЗ «Титановая долина», подошла к этапу летно-конструкторских испытаний. Видимо, в ближайшее время можно ожидать сообщений с Урала о том, что первый опытный образец машины УТС-800, предназначенный для летных испытаний, совершил пробежки по аэродрому перед началом летных испытаний.
Во время Международного форума «Армия-2021», который прошел в выставочном комплексе в Кубинке в конце августа прошлого года, министр обороны Сергей Шойгу поставил своим подчиненным задачу: в ноябре 2021 г. впервые поднять в воздух новый учебно-тренировочный самолет, в 2022 г. – завершить испытания УТС-800, а в 2024 г. – построить первые серийные машины. Прошел год, и только сейчас стало известно о подготовке к намеченным на конец нынешнего года летным испытаниям.
Согласно афишированным летно-техническим характеристикам, максимальная взлетная масса УТС-800 (с заправкой для пилотажа) составляет 2150 кг. Масса пустой машины – 1700 кг. Крейсерская скорость полета составляет 360 км/ч. Максимальная скорость горизонтального полета – 460 км/ч. Максимальная эксплуатационная высота – 6 км. Конструкция УТС -800 рассчитана на перегрузки до +7 / -4 g. На самолете буду установлены катапультные кресла К-93 (Н=0, V=0).
Сейчас первый опытный образец самолета УТС-800 оснащен зарубежным турбовинтовым двигателем, который в дальнейшем разработчики машины намерены заменить на отечественный турбовинтовой двигатель (ТВД) ВК-800ПС разработки «ОДК-Климов». Отметим, что базовый вариант ТВД ВК-800 – мотор ВК-800С в настоящее время дорабатывается.
22 сентября нынешнего года пресс-служба УЗГА сообщил о начале стендовых испытаний газогенератора двигателя ВК-800С. Испытания усовершенствованного газогенератора проводятся на стендовой базе дивизиона «Двигатели» АО «Уральский завод гражданской авиации (УЗГА)». На стенде, на котором установлен испытываемый газогенератор, смонтированы все обеспечивающие испытания системы: топливная, масляная, гидравлическая, всего 11 систем. Управление газогенератором осуществляется с помощью цифрового блока автоматического регулирования. Первый опытный полноразмерный образец усовершенствованного ТВД ВК-800С планируется поставить на стенд в конце 2022 г. и начать испытания. Сертификация двигателя ТВД ВК-800С намечена на декабрь 2024 г.
Следует сказать, что дивизион «Двигатели» УЗГА занимается разработкой ВК-800СМ совместно с головным разработчиком мотора – компанией из Санкт-Петербурга «ОДК-Климов». В этом проекте вместе с АО «ОДК-Климов» и УЗГА также принимает участие Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) – АО «ОДК-УМПО».
Самолет УТС-800 должен стать частью учебно-тренировочного комплекса (УТК), и предназначен для проведения первоначальной летной подготовки, профессионального отбора летчиков военной авиации, а также ориентирован на эксплуатацию в летных учебных заведениях Минобороны, аэроклубах ДОСААФ и других организаций. По утверждению разработчиков, самолет оборудован всеми современными системами обеспечения безопасности полетов, не уступает зарубежным аналогам по показателям полезной нагрузки, тяговооруженности и маневренности. Комплектующие самолета – исключительно российского производства, а сам планер выполнен из отечественных композитных материалов.
По заявлению специалистов-разработчиков УТС-800, которым является Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), ими «проделана сложнейшая работа по созданию с нуля новейшего учебного самолета, в котором очень нуждаются Российские Вооруженные силы». Серийное производство УТС-800 планируют развернуть на УЗГА.
Необходимо сказать, что в Центральном институте авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова на базе автомобильного поршневого мотора «Аурус» разработан перспективный авиационный поршневой двигатель АПД-500 для самолетов типа УТС-800 и Як-152.
Двигатель «Аурус» (объем 4,4 литра) разработки НАМИ имеет мощность 598 л.с. Для соответствия адаптированного двигателя требованиям Авиационных правил АП-33 в ЦИАМ был разработан ряд узлов и систем, обеспечивающих безопасную работу авиационного варианта «Ауруса» в полете. Мотор АПД-500 создается в рамках НИР «Адаптация», заказчиком работ выступает Минпромторговли России. Задачей НИР является подтверждение возможностей и оценка преимуществ создания отечественного авиационного двигателя, оптимального по срокам разработки и стоимости, на базе серийного автомобильного мотора. Мотор АПД-500, установленный на ЛЛ Як-18Т, демонстрировался на МАКС-2021.
Также необходимо сказать, что три опытных летных образца УТС Як-152 продолжают проходить летные испытания.
Юрий Пономарев
Компьютерный рисунок АО «УЗГА»