Определены сроки продолжения сертификации вертолета Ка-62

Дополнительные сертификационные испытания и совместные государственные испытания перспективного вертолета Ка-62 запланировано завершить в 2025 г.

9 ноября 2022 г. в Москве прошел XIII Вертолетный форум, на котором обсуждали актуальные вопросы развития вертолетной индустрии в новых экономических и политических условиях. На мероприятии выступил директор по продажам вертолетной техники холдинга «Вертолеты России» Игорь Паньшин, который, в частности, рассказал про сертификацию перспективных отечественных вертолетов. И.Паньшин заявил, что вертолет Ми-171А3 намечено сертифицировать в 2023 г., а машину Ка-32А11М (оба вертолета оснащены двумя ТВД ВК-2500ПС-02) планируют сертифицировать в 2024 г.

И.Паньшин сообщил, что вертолет на 60% состоит из импортных комплектующих и во многом поэтому приостановлена (расширенная) дальнейшая сертификация машины Ка-62. «Вертолет Ка-62 на 60% зависит от импорта: лопасти несущего винта, редуктор, трансмиссия, композиты, французские двигатели, авионика и др. Теперь, когда сотрудничество с поставщиками разорвано, надо пересматривать все, и смысла в дальнейшей сертификации текущего варианта нет», – сказал И.Паншин.

По поводу сертификации вертолета средней грузоподъемности Ка-62 на Форуме выступил руководитель Росавиации Александр Нерадько. Он, в частности, сказал, что «расширенная сертификация вертолета Ка-62 прекратилась из-за проблем с импортозамещением. В настоящее время в конструкции машины слишком много иностранных деталей, поставки которых в Россию больше не ведутся. В настоящее время планируется, что стендовые испытания Ка-62 будут завершены в 2024 г., а дополнительные сертификационные испытания и совместные государственные испытания – в 2025 г.».

На сегодняшний день самая главная задача по вертолету Ка-62 – это создание надежного и экономичного турбовального двигателя (ТВД) ВК-1600В (взлетная мощность 1400 л.с.). Сейчас двигатель-демонстратор проходит стендовые испытания.

Работы по мотору ВК-1600В начались в 2018 г. Договор на проведение опытно-конструкторских работ по разработке ТВД ВК-1600В был заключен с АО «ОДК-Климов» в марте 2019 г. Сертификацию отечественного двигателя ВК-1600В планируется завершить в 2023 г., и в 2024 г. начать его серийное производство.

Также необходимо заменить на отечественные главный редуктор, трансмиссию несущего винта и трансмиссию хвостового винта, разработанные и изготовленные австрийской компанией Zoerkler Gears.

Многоцелевой транспортный вертолет Ка-62, который разрабатывается с середины 80-х годов прошлого столетия, был сертифицирован (с ограничениями) в начале декабря 2021 г. Это последний «новый» отечественный вертолет, доставшийся в наследство от авиапромышленности СССР.

Прототип современной версии винтокрылой машины Ка-62 впервые встал на винт (режим висения) в апреле 2016 г. Первый полноценный испытательный полет по кругу вертолет Ка-62 совершил в мае 2017 г. на Летно-испытательной станции Арсеньевского авиазавода «Прогресс».

В программе летных испытаний вертолета Ка-62 принимали участие три опытных образца, которые выполнили 434 полета общей продолжительностью около 700 часов. Специалисты Национального центра вертолетостроения (НЦВ) им. М.Л. Миля и Н.И.Камова, расположенного в Томилино, в ходе летных и наземных испытаний выполнили оценку общей работоспособности вертолета и проверку работы основных систем электроснабжения, бортового оборудования и силовой установки, которая состоит из двух турбовальных двигателей (ТВД) Ardiden 3G максимальной взлетной мощностью 1680 л.с. и максимальной продолжительной мощностью – 1420 л.с. (каждый) производства французской компании «Сафран» (Safran Helicopter Engines).

Первоначально в 2022 г. было запланировано начать полномасштабное серийное производство и первые поставки машины Ка-62 российским заказчикам. На МАКС-2021 холдинг «Вертолеты России» подписал договор с группой «Газпромбанк Лизинг» о взаимодействии при организации поставок в рамках договоров финансовой аренды первых трех серийных вертолетов Ка-62, как было сказано в пресс-релизе, «в интересах эксплуатантов на Дальнем Востоке». Стартовым заказчиком на Ка-62 является администрация Приморского края. Изготовление первой партии из шести машин было начато в апреле 2019 г. при поддержке федерального Фонда развития промышленности. Востребованность машины Ка-62 на рынке можно будет выяснить только после начала эксплуатации вертолета в авиакомпаниях, а пока это «кот в мешке».

Досье сайта

Многоцелевой транспортный вертолет средней грузоподъемности Ка-62 разрабатывается с середины 80-х годов прошлого столетия. Дальность полета Ка-62 составляет 700 км, максимальная скорость – 310 км/ч, крейсерская скорость полета – 290 км/ч. Максимальная взлетная масса вертолета – 6,8 т, вместимость – 15 пассажиров. Ка-62 также может перевозить 2 т груза внутри кабины и до 2,5 т на внешней подвеске. В зависимости от требований заказчика вертолет может оснащаться спасательной лебедкой и медицинским модулем.

Ка-62 – многоцелевой вертолет средней грузоподъемности, спроектированный и построенный с применением последних мировых достижений в вертолетостроении. По утверждению разработчиков, нынешняя модель Ка-62 отвечает российским и международным нормам летной годности, стандартам надежности и безопасности выполнения грузовых и пассажирских перевозок. В конструкции Ка-62 активно используются полимерные композиционные материалы (до 60% по массе). По утверждению разработчиков, это позволило снизить расход топлива, увеличить скорость и грузоподъемность машины.

Юрий Пономарев

 

Фото холдинга "Вертолеты России"