Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В ближайшее время инвестиции в производственные мощности по двигателю ПД-14 должны составить 14 млрд. рублей
Исполнительный директор компании «Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)-Пермские моторы (ПМ) Сергей Харин во время Международного форума двигателестроения (МФД-2022), который проходил в столице в конце октября нынешнего года, заявил, что к 2026 г. на территории особой экономической зоны в Осенцах (микрорайон в составе Индустриального района Перми) запланировано строительство новых производственных корпусов компании «ОДК-ПМ». Их площадь составит 140 тыс. кв. м. Это необходимо для увеличения объемов производства АО «ОДК-ПМ», в первую очередь для развертывания крупносерийного производства турбореактивного двигателя ПД-14.
Согласно комплексной программе реконструкции и техперевооружения предприятия, рассчитанную на реализацию в 2022-2030 гг., планируется закупка и ввод в эксплуатацию 1434 единиц нового технологического оборудования. Правда, пресс-службой компании не было уточнено, какого технологического оборудования – отечественного или зарубежного производства. В качестве приоритетных подразделений для переноса на новую площадку выбраны три: «Корпуса, статорные узлы и камеры сгорания», «Лопатки турбины», «Линия финишной сборки двигателей». Руководство компании заявило, что необходимо к 2025 г. подготовить инфраструктуру площадки, а построить ее в 2025-2026 гг.
На МФД-2022 было заявлено, что сейчас производственные мощности в Перми позволяют максимально изготавливать 12 штук ПД-14 в год, на 2023 г. поставлена задача – удвоить возможности производства до 24 штуки ПД-14 в год. Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России на период до 2030 г., первые 14 моторов ПД-14 для серийных авиалайнеров МС-21-310 должны быть изготовлены в 2024 г. Затем должно происходить постепенное увеличение ежегодных объемов производства ПД-14: 26 моторов – в 2025 г., 52 двигателя – в 2026 г., 80 штук – в 2027 г., 108 штук – в 2028 г., далее – 152 двигателя в год.
Руководство АО «ОДК-ПМ» не скрывает факта, что ради реализации программы по двигателю ПД-14, который устанавливается на среднемагистральном самолете МС-21, приходится перебрасывать средства с проекта по созданию перспективного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35.
Одновременно с развертывания крупносерийного производства двигателя ПД-14 в Перми в рамках производственной кооперации в Московском производственном комплексе (ПК) «Салют» начали готовить производственные мощности, чтобы приступить в 2023 г. к изготовлению ряда узлов для мотора ПД-14.
В рамках кооперации предприятий ОДК за ПК «Салют» закреплено изготовление трансмиссионных узлов двигателя ПД-14: центрального привода, коробки приводов агрегатов др. По словам главного инженера ПК «Салют» Юрия Нуртдинова, для изготовления этих узлов предприятие имеет лучшие компетенции в корпорации, а его продукция соответствует современным мировым стандартам.
В настоящее время на столичном предприятии ведется освоение нового высокотехнологичного производственного оборудования, передовых технологий, планируется постройка нового отдельного производственного корпуса. Создание центра компетенции по изготовлению узлов для мотора ПД-14 планируется завершить до 2025 г.
Юрий Пономарев
Фото автора