Проект развертывания серийного производства авиалайнера Ту-214 как индикатор состояния российской авиапромышленности

Авиационная общественность обсуждает на «просторах» Интернета проблемы, связанные с развитием гражданского сектора авиапромышленности России

В нынешнем октябре на официальном уровне было заявлено, что на Казанском авиазаводе (КАЗ) им. С.П. Горбунова началось производство первых авиалайнеров для поставок отечественным заказчикам в 2023 г. Прошедшим летом премьер-министр Татарстана Алексей Песошин на заседании Государственного совета Республики Татарстан заявил, что КАЗ планирует выпустить в период с 2023 по 2026 гг. около 20 самолетов Ту-214: 2023 г. – 3 самолета, 2024 г. – 7 машин, 2025 г. и 2026 г. – по 10 штук.

Реализацию этого проекта лично курирует президент Татарстана Рустам Миннихамов, который неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, что увеличение выпуска самолетов Ту-214 позволит привлечь в Татарстан крупные инвестиции. О подписании контракта Казанским авиазаводом с татарской авиакомпанией «ЮВТ аэро» на четыре авиалайнера Ту-214 сообщил Р. Минниханов 20 октября в ежегодном послании Госсовету Республики Татарстан. По словам Рустама Минниханова, в целом перед предприятием стоит задача выйти на серийный выпуск гражданских самолетов Ту-214 до 20 машин в год.

Руководство Республики Татарстан предложило правительству России рассмотреть возможность субсидирования закупки авиалайнеров Ту-214. Об этом заявил советник премьер-министра Татарстана Назир Киреев.

Однако руководитель госкорпорации (ГК) «Ростех» Сергей Чемезов дал понять, что необходимо поумерить аппетит на инвестиционные деньги из госбюджета на машину Ту-214. Дословно в СМИ он заявил следующее: «По мере увеличения производства МС-21 выпуск Ту-214 будет снижаться. Но этот самолет может пополнить парк машин для грузовых перевозок. Кроме того, он достаточно востребован не только у пассажирских авиакомпаний, но и в качестве бизнес-джета». Жизнь, конечно же, покажет уровень этой востребованности.

Не остался в стороне от вопроса развертывания серийного производства Ту-214 и Алексей Рогозин. Напомню, что Алексей Рогозин (1983 г.р.) руководил компанией «Ильюшин» с 2017 г. по 2019 г. как генеральный директор компании, одновременно занимал должность вице-президента дивизиона по транспортной авиации ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО)». Сейчас он не работает в системе ОАК, занят в строительной сфере.

Его отец Дмитрий Рогозин был с декабря 2011 г. по май 2018 г. занимал должность вице-премьера правительства, был курирующим ОПК, а затем с мая 2018 г. по июль 2022 г. руководил госкорпорацией  (ГК) «Роскосмос». Сейчас возит гуманитарную помощь на Донбасс и делает фотосессии в военной форме.

Недавно Алексей Рогозин опубликовал в Telegram пост с тезисами по поводу дальнейшего развития отечественной авиапромышленности. Сейчас в Интернете идет обсуждение этих тезисов.

По поводу программы по самолету Ту-214 он написал следующее (орфография и стилистика оставлены авторские): «Тоже люблю Туполя. Тоже лет двадцать назад хотел видеть их стройными рядами в наших портах. Но если бы речь шла о Ту-204СМ, то может быть даже поддержал. Но в настоящее время Казань не в состоянии производить более 6 самолетов в год (проблема в компонентах, соберут из готового они за месяц). Завод и так в шоке от такого, так еще и глава Татарстана приезжает раз в неделю на КАПО с проверкой. В цехе окончательной сборки стоят несколько фюзеляжей Ту-214, но для их достройки нужна куча комплектухи, которую неизвестно где брать. Товар крайне штучный. Так-то в металле выглядят почти готовыми к полету, но внутри почти ничего нет.

Так что 10 самолетов в год Казань сделать не сможет. Буду рад ошибаться. А уж 50 в год вообще за гранью фантастики…

…Ту-214 выглядит, как пятое колесо телеги в текущей ситуации. Без нормальной серии и нерешенными вопросами по сопровождению. Непонятно, кто будет заниматься поставками ремфонда. КАПО или Туполев? Так они оба не потянут. Эти поставят, а дальше – трава не расти».

Можно сделать вывод из сказанного Рогозиным-младшим, что самое главное – не самолеты, а деньги. Для их получения необходимо «клятвенно заверять» на самом высоком уровне, что дайте, как можно больше денег, а потом будем разбираться, сколько и когда на КАЗ смогут построить авиалайнеров Ту-214. Разговоры о предстоящем значительном подъеме в серийном производстве авиалайнеров это как гипноз.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК