Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Первый полет ЛМС-901 состоялся в конце января нынешнего 2022 года, затем самолет поднимали в воздух в мае и в сентябре
Недавно пресс-служба Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) распространила информацию о проведении в сентябре на аэродроме Арамиль под Екатеринбургом летных испытаний перспективного легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал». Полеты машины проводились как с бетонной взлетно-посадочной полосы, так с грунтовой.
Сейчас на самолете установлен ТВД GE H80-100 (чешского подразделения американской компании General Electric – GE). Двигатель GE H80-100 мощностью 800 л.с. – это улучшенная модификация чешского двигателя Walter M601, но более мощная и экономичная. Этот двигатель тоже попал за кордоном под запрет поставки в Россию после начала СВО в Украине.
Еще год назад планировали, что первое время после окончания сертификационных испытаний и начала серийного производства машины ЛМС-901 самолет будет оснащаться двигателем GE H80-100, а затем по мере готовности – отечественным ТВД ВК-800СМ с винтом АВ-901 ступинского НПП «Аэросила» мощностью на взлетном режиме 877 л.с.
22 сентября нынешнего года пресс-служба УЗГА сообщил о начале стендовых испытаний газогенератора двигателя ВК-800, также сообщалось, что в конце 2022 г. первый опытный полноразмерный образец ТВД ВК-800СМ планируется поставить на стенд и начать испытания. Сертифицировать на УЗГА двигатель ВК-800СМ намечают до конца 2024 г., тогда же полагают, что могут начаться поставки серийных двигателей ВК-800СМ для серийных машин ЛМС-901. Однако это пока планы на бумаге. Как проводить сертификацию самолета «Байкал», если не сертифицирован двигатель? Можно предположить, что самолет ЛМС-901 будет сертифицирован не ранее второй половины нынешнего десятилетия, при наличии денег в госбюджете.
Как утверждает разработчик перспективного самолета авиации общего назначения (АОН) ЛМС-901 – ООО «Байкал Инжиниринг», машина станет «надежным, неприхотливым в обслуживании и доступным по цене транспортным средством». Главным инвестором проекта выступает Минпромторговли России.
Масса пустого ЛМС-901 составляет 2,04 т, а максимальный взлетный вес – 4,8 т. Расчетная максимальная скорость полета – 300 км/ч. Расчетная максимальная дальность – 3 тыс. км. Самолет ЛМС-901 должен эксплуатироваться при температурах от -50°C до +55°C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега/пробега – 250 м. Планируется, что с базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования самолет будет летать до 73° северной широты.
Юрий Пономарев
Фото О.Шувалова