Летные испытания винтокрылых машин Ка-32А11М и Ми-171А3

Вертолет Ка-32А11М выполнила в начале октября первый полет с двигателями ВК-2500ПС-02. Вертолет Ми-171А3 в середине сентября совершил перелет по маршруту Москва — Санкт-Петербург — Москва

Вертолет Ка-32А11М

По утверждению разработчиков винтокрылой машины, два двигателя ВК-2500ПС-02 (вместо ТВД ТВ3-117ВМА) должны существенно улучшить летно-технические характеристики вертолета при эксплуатации в жарких условиях и в горной местности. Грузоподъемность Ка-32А11М при работе в таких условиях должна возрасти приблизительно на 1,6 т. При этом одно из основных преимуществ ТВД ВК-2500ПС-02 наличие повышенного ресурса и надежность при работе с внешней подвеской. Необходимо сказать, что двигатели ВК-2500ПС-02 повышают устойчивость и безопасность управления вертолетом при сильном боковом ветре. Это позволит расширить географию использования машины при тушении лесных пожаров и проведении аварийно-спасательных операций.

Впервые широкой публике опытный образец модернизированного вертолета Ка-32А11М в противопожарном варианте был продемонстрирован на статической стоянке на МАКС-2021. Летные испытания модернизированного противопожарного вертолета Ка-32А11М начались в ноябре прошлого года. Первый полет винтокрылой машины Ка-32А11М на режиме висения прошел в летно-испытательном комплексе Кумертауского авиационного производственного предприятия (КумАПП), расположенного в Башкирии. Завершение сертификационных испытаний вертолета Ка-32А11М запланировано на 2023 г. Серийный выпуск винтокрылых машин марки Ка-32А11 намечено осуществлять на КумАПП. Холдинг «Вертолеты России» готов приступить к поставкам модернизированного Ка-32А11М в 2023 г. при наличии заказов.

Модернизация вертолета Ка-32А11М состоит из оснащения кабины пилотов индикаторами с экранами на жидких кристаллах (ЖКИ), так называемой «стеклянной кабины». Проведено обновление состава бортового радиоэлектронного оборудования. Предусмотрена возможность управления вертолетом с использованием очков ночного видения, что повышает эффективность и безопасность полетов в темное время суток. По утверждению разработчиков вертолета, машина Ка-32А11М способна тушить возгорания в условиях сильной задымленности, на последних этажах высотных зданий и объектах нефтегазовой промышленности.

Новая система пожаротушения, установленная на вертолете, адаптирована для использования водяной пушки. Системы СП-32 имеют электрический обогрев, что позволит использовать усовершенствованную противопожарную машину при температурах до -20 градусов С. Вместимость отечественной подвесной системы пожаротушения СП-32 с функцией подогрева воды до 4000 литров с возможностью использования 400 литров пеноагента.

Согласно принятой Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. прогнозируется производство и поставки в 2023 г. первых четырех серийных машин Ка-32А11М (не только в противопожарном варианте). С 2025 г. по 2030 г. намечается суммарно изготовить 33 вертолета Ка-32А11М, т.е. в среднем по 5-6 машин ежегодно.

Вертолет Ми-171А3

В Национальном центре вертолетостроения (НЦВ) им. М.Миля и Н.Камова в Томилино в настоящее интенсивно ведутся летные испытания перспективного многоцелевого вертолета средней грузоподъемности Ми-171А3.

В середине нынешнего сентября вертолет Ми-171А3 в поисково-спасательном варианте совершил перелет из подмосковного Томилино в Санкт-Петербург для демонстрации на Петербургском международном газовом форуме ПМГФ-2022 (13-16 сентября). Это был первый полет на столь большое расстояние Ми-171А3 в рамках программы летных испытаний винтокрылой машины.

Летные испытания нового вертолета начались в декабре прошлого года, когда машину Ми-171А3 впервые опробовали на режиме висения в НЦВ. 30 июня 2022 г. на аэродроме в Томилино перспективный вертолет Ми-171А3 совершил первый полноценный полет по кругу.

Первый опытный образец, предназначенный для летных испытаний, оффшорного вертолета Ми-171А3 был построен в тесной кооперации нескольких серийных заводов холдинга «Вертолеты России» и коллектива НЦВ. На Казанском вертолетном заводе изготовили грузовой пол вертолета. Предприятие ААК «Прогресс» в городе Арсеньев (Приморский край) занималось производством деталей из композитных материалов: носовой части и бортовых панелей средней части фюзеляжа вертолета. После постройки первого опытного образца вертолета Ми-171А3 на авиазаводе в Улан-Удэ новую машину доставили подмосковное Томилино, где в Национальном центре вертолетостроения вертолет прошел дооснащение бортовым радиоэлектронным оборудованием (авионикой).

В мае нынешнего года в НЦВ начались статические испытания планера вертолета Ми-171А3, которые продлятся до середины 2023 г. На финальных этапах испытаний отдельные части фюзеляжа будут нагружаться вплоть до их разрушения. По итогам статиспытаний будет установлено соответствие конструкции фюзеляжа перспективного вертолета требованиям сертификационного базиса и авиационных правил АП-29.

Вертолет Ми-171А3 – это глубокая модификация запущенного несколько лет назад в серийное производство вертолета Ми-171А2. Разработка вертолета Ми-171А3 началась в 2018 г. Винтокрылая машина Ми-171А3 предназначена для полетов на морские нефтяные и газодобывающие платформы при диапазоне температур окружающего воздуха от -50 С до +50 С.

Новая модификация вертолета разрабатывается с учетом жестких требований Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP). Как заявили разработчики, при проектировании был учтен опыт, полученный при производстве вертолетов для стран Карибского бассейна и Латинской Америки. Бортовое оборудование машины позволяет осуществлять навигацию в высоких широтах и связь с морскими судами. Вертолет оснащается системой аварийного приводнения и спасательными плотами, Для Ми-171А3 разработан новый авариестойкий фюзеляж.

По мнению экспертов, вертолет Ми-171А3 по конструкции представляет собой гибрид части фюзеляжа и шасси вертолета Ми-38 с несущей системой недавно запущенного в серийное производство вертолета Ми-171А2. Финишная сборка серийных машин будет осуществляться на УУАЗ. Часть фюзеляжа Ми-171А3 планируется изготавливать в рамках кооперации на Казанском вертолетном заводе, где ведется серийное производство вертолета Ми-38.

Помимо нового цифрового  комплекса авионики на машине Ми-171А установят дополнительный набор специального бортового оборудования, которое позволит задействовать вертолет в поисково-спасательных операциях. Бортовой комплекс авионики вертолета Ми-171А3 обеспечит автоматическое и ручное управление машины на всех этапах полета, от взлета до посадки, с возможностью автоматического пилотирования, как по авиатрассам, так и в нерегулируемом воздушном пространстве. Максимальный взлетный вес машины составляет 13 т, количество перевозимых пассажиров – до 24 человек, максимальная дальность полета – 1 тыс. км.

Госкорпорация «Ростех» впервые продемонстрировала Ми-171А3 на авиасалоне МАКС-2021. Серийное производство машины Ми-171А3 должно начаться в Улан-Удэ в 2022 г., начиная с 2023 г. в темпе примерно 5-7 вертолетов в год. До конца 2030 г. намечено построить около 50 штук Ми-171А3.

Главным конструктором дирекции программы «Вертолеты типа Ми-8, Ми-17 и их модификации» НЦВ им. М.Миль и Н.Камов является Сергей Каюмов.

Юрий Пономарев

На снимке: вертолет Ка-32А11М

 

Фото холдинга «Вертолеты России»