Самолеты в ожидании начала серийного производства двигателя ВК-800

После начала СВО в Украине были приостановлены летные испытания легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» из-за отсутствия сертифицированного отечественного двигателя ВК-800

Модификация ВК-800СМ

Создатели самолета ЛМС-901 ждут окончания стендовых и летных испытаний турбовинтового двигателя (ТВД) ВК-800СМ, а также сертификации и постановки мотора в серийное производство. В 2022 г. на доводку «Байкала» выделялось из госбюджета 3,5 млрд. руб. Разработчиком самолета ЛМС-901 является дочерняя фирма Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – «Байкал Инжиниринг». УЗГА входит в состав госкорпорации «Ростех».

Первый полет опытный образец легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» совершил 30 января нынешнего года на аэродроме Арамиль под Екатеринбургом. На самолете был установлен ТВД GE H80-100 (чешского подразделения американской компании General Electric – GE). Двигатель GE H80-100 мощностью 800 л.с. – это улучшенная модификация чешского двигателя Walter M601, но более мощная и экономичная.

Еще год назад планировали, что первое время после окончания сертификационных испытаний и начала серийного производства машины ЛМС-901 самолет будет оснащаться двигателем GE H80-100, а затем по мере готовности – отечественным ТВД ВК-800СМ.

Базовый вариант двигателя ВК-800СМ – мотор ВК-800, который разрабатывается в компании «Климов» с «чистого листа» с начала 2000-х годов. В компании «Климов» первоначально занимались разработкой ВК-800 в версии для установки на вертолетах (варианта с литерой «В»). Испытания двигателя ВК-800В на стенде стартовали в начале 2008 г., а в середине того же года был сделан второй опытный образец ВК-800В. В 2018 г. планировалось начать летные испытания перспективного отечественного ТВД. На протяжении длительного времени финансирование проекта велось за счет собственных средств компании, а также незначительных, по утверждению разработчиков, бюджетных средств.

Опытный образец двигателя ВК-800 в варианте ВК-800СМ для легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» планировалось изготовить в декабре 2022 г. Создание предсерийных образцов ожидали в марте 2023 г.

Следует сказать, что дивизион «Двигатели» УЗГА занимается разработкой ВК-800СМ совместно с головным разработчиком мотора – компанией из Санкт-Петербурга «ОДК-Климов». В этом проекте вместе с АО «ОДК-Климов» и УЗГА также принимает участие Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) – АО «ОДК-УМПО».

Модификация ВК-800С

Двигатель в версии ВК-800С необходим и для замены ТВД H80-200 на самолетах (МВЛ) L-410, парк которых в российских авиакомпаниях насчитывает около 40 машин, но есть машины этой марки и у Минобороны. Из-за неготовности ТВД ВК-800С и отсутствия импортных ТВД H80, попавших в санкционный список, может сократиться парк самолетов L-410, эксплуатируемых на региональных авиалиниях.

Базовая версия ВК-800С, согласно данным компании «Климов», имеет массу около 140 кг, длину порядка 1 м и мощность около 800 л.с. (взлетный режим). На сегодняшний день изготовлено около десятка двигателей ВК-800С, предназначенных для стендовых и летных испытаний. Сертификация самолета МВЛ L-410UPV-E20 с ТВД ВК-800С была запланирована на 2020 г. По официальной информации, в 2018 г. прошло более 60 успешных запусков перспективного двигателя ВК-800С на стенде. В 2019 г. и 2020 г. стендовые испытания мотора ВК-800С продолжились. На весну-лето 2020 г. были запланированы летные испытания ТВД ВК-800С. Летные испытания намечалось провести на самолете для местных авиалиний (МВЛ) L-410UVP-E20, у которого вместо правого штатного двигателя H80-200 компании GE AviationChech собирались установить опытный образец мотора ВК-800С. Однако летные испытания до сих пор так и не начались.

Модификация ВК-800ПС

Одновременно с разработкой двигателя в версии ВК-800С ведется разработка варианта ВК-800ПС для создаваемого учебно-тренировочного самолета УТС-800. В настоящее время в Центральном институте авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова ведется подготовка стенда к автономным испытаниям камеры сгорания и компрессора двигателя ВК-800СП.

Самолет УТС-800 должен стать частью учебно-тренировочного комплекса (УТК), и предназначен для проведения первоначальной летной подготовки, профессионального отбора летчиков военной авиации, а также ориентирован на эксплуатацию в летных учебных заведениях Минобороны, аэроклубах ДОСААФ и других организаций. По утверждению разработчиков, самолет оборудован всеми современными системами обеспечения безопасности полетов, не уступает зарубежным аналогам по показателям полезной нагрузки, тяговооруженности и маневренности. Комплектующие самолета – исключительно российского производства, а сам планер выполнен из отечественных композитных материалов.

Стендовые испытания ВК-800

В конце нынешнего сентября появилась официальная информация, что на УЗГА начались стендовые испытания доработанного  газогенератора двигателя ВК-800. Испытания усовершенствованного газогенератора проводятся на стендовой базе дивизиона «Двигатели» АО «УЗГА». На стенде, на котором установлен испытываемый газогенератор, смонтированы все обеспечивающие испытания системы: топливная, масляная, гидравлическая, всего 11 систем. Управление газогенератором осуществляется с помощью цифрового блока автоматического регулирования.

Первый этап испытаний, во время которого будет проведена отработка газогенератора ВК-800 на различных режимах работы и уровнях нагрузки, рассчитан на один месяц. Впоследствии газогенератор разберут для установки дополнительных датчиков, которые позволят получать детальную информацию о параметрах работы и состоянии узлов в режиме реального времени.

Программа испытаний двигателя ВК-800 также предполагает использование специализированных стендов ЦИАМ для проведения изолированных испытаний камеры сгорания и компрессора двигателя. В дивизионе «Двигатель» УЗГА планируют  приступить к стендовым испытаниям опытного образца двигателя ВК-800 с доработанным газогенератором до конца 2022 г. Сертификация двигателя ТВД ВК-800С намечена на декабрь 2024 г.

Заказчиком ТВД ВК-800 в рамках госпрограммы по импортозамещению выступает Минпромторговли России. ТВД ВК-800 предназначается не только для машин ЛМС-901, L-410 и УТС-800, но и для перспективных многоцелевых самолетов грузоподъемностью 1–1,5 т.

Интересный факт: двигатель ВК-800 не указан в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. Самолеты ЛМС-901 «Байкал» и L-410 есть в Комплексной программе, а двигателя для них в документе нет.

Юрий Пономарев

 

Фото автора