Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Эксперты утверждают: импортозамещение в авиапромышленности необходимо начать с развития отечественного станкостроения
Всего один день 5 августа 2022 г.в столице Татарстана на территории выставочного центра «Казанская ярмарка» проходил форум «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование (АКТО-2022)». На выставке прошло 10-ое заседание Координационного совета предприяти.
Выяснилось, что в отрасли основательно импортозамещением только-только начали заниматься. Одна из главных проблем – это оснащение новым станочным парком предприятия отрасли. Основная часть станков и станочных комплексов была приобретена за кордоном в период с 2006 по 2009 гг. и к настоящему времени изрядно поизносилась. Необходимы новые отечественные станки и комплексы, а их в необходимых количествах нет.
В частности, благодаря выступлению заместителя управляющего директора – главного конструктора ОКБ Казанского вертолетного завода (КВЗ) Алексея Гарипова стало известно, что предприятие работает над тем, чтобы в максимально короткие сроки изготовить легкий многоцелевой вертолет «Ансат» в 100% отечественной комплектации. Уже сейчас конструкторам стало ясно, что масса винтокрылой машины «Ансат» с импортозамещенными компонентами возрастет.
По словам А.Гарипова, есть проблемы по подшипниковым соединениям, креслам для пассажиров и пилота, которые до недавнего времени покупали в Германии. Канадские турбовальные двигатели (ТВД) PW-207K заменят на отечественные моторы ВК-650В разработки «ОДК-Климов», новые лопасти установят взамен немецких (новые лопасти несущего винта должен изготовить ВИАМ), гидронасос украинского производства поменяют на аналогичные, созданные в ОКБ «АКС» и так далее.
«Фактически, мы пересобираем машину заново. Но мы серьезно готовились, у нас были определенные заделы, и есть все шансы уложиться в установленные сроки и в 2024 г. машину на рынок вернуть», – сказал А.Гарипов. Подробности выступления Алексея Гарипова на заседании Координационного комитета стали известны благодаря сообщениям корреспондентов федеральных информагентств.
Предстоит очень большая и длительная работа по созданию двигателя ВК-650В. В нынешнем году будут продолжены стендовые испытания опытных образцов унифицированного ТВД ВК-650В. Также в текущем году предстоит изготовить натурные макеты ТВД и установить их на вертолете для проверки компоновки систем, а в следующем 2023 г. планируется поставить опытные образцы двигателей для летных испытаний и начать их. В 2024 г. планируется получить сертификат типа на ТВД ВК-650В.
Сейчас на КВЗ работают модернизированной версией вертолета «Ансат» – машиной «Ансат-М», летные испытания которой начались в декабре 2021 г. На модернизированном вертолете установлена новая топливная система с более емкими топливными баками, которая позволила увеличить дальность полета с 505 до 640 км, а с дополнительными топливными баками – до 800 км.
Увеличена доля композитных материалов на 15% в планере машины, которая теперь достигает 35%. За счет модернизации хвостового оперения улучшена путевая устойчивость «Ансата-М». На модернизированной машине установлено новое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), которое позволяет совершать полеты в сложных метеорологических условиях.
В настоящее время для вертолета разрабатываются новые лопасти рулевого и несущего винтов с улучшенной аэродинамикой. Применение новых лопастей позволить повысить максимальную высоту взлета и посадки машины, крейсерскую скорость, динамический потолок, снизить уровень шума в салоне и др. В 2022-2023 гг. вертолет «Ансат-М» планируется оборудовать новой противообледенительной системой и трехканальным автопилотом.
Модернизация машины «Ансат» ведется в рамках контракта Казанского вертолетного завода (КВЗ) и Минпромторговли России с 2019 г. На разработку усовершенствованной версии серийно выпускаемого вертолета из средств федерального бюджета было выделено 230 млн. руб.
Послесловие
По сообщению федеральных информагентств, человек из самого близкого круга президента Владимира Путина – Екатерина Тихонова – в июне нынешнего года была назначена сопредседателем Совета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по импортозамещению. Возглавляет Совет – Александр Шохин, президент РСПП.
Стоит сказать, что, по утверждению ведущих информагентств мира, Екатерина Владимировна Тихонова (1986 г. р.) – младшая дочь президента России Владимира Путина.
Можно предположить, что с помощью назначения Е.Тихоновой на столь ответственную должность в РСПП президент В.Путин хочет более тщательно контролировать процесс импортозамещения в стране.
Юрий Пономарев
Фото сайта холдинга "Вертолеты России"