Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Произошли изменения в программе ремоторизации тяжелого транспортного вертолета: вместо двигателя ПД-12В намечено установить мотор ПД-8В
Более сорока лет серийные тяжелые транспортные вертолеты семейства Ми-26 оснащались украинскими турбовальными двигателями (ТВД) Д-136 (мощностью на взлетном режиме 10 тыс. л.с.) производства компании «Мотор Сич». После принятия санкций в 2014 г. было принято решение в сжатые сроки разработать и испытать отечественный двигатель ПД-12В мощностью на взлетном режиме 11,5 тыс. л.с. для проведения ремоторизации винтокрылой машины Ми-26.
В 2017 г. был завершен этап эскизного проектирования двигателя ПД-12В. Год назад разработка мотора ПД-12В находилась на стадии опытно-конструкторских работ (ОКР). Двигатель ПД-12В разрабатывался в пермском АО «ОДК-Авиадвигатель» на базе газогенератора турбовентиляторного мотора ПД-14 для авиалайнера МС-21-310. Начало летных испытаний тяжелого транспортного вертолета Ми-26 с двигателем ПД-12В наметили на 2023 г. Их завершение и получение одобрения на выпуск опытной партии ПД-12В планировали на 2025 г.
В Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., принятой в конце июня нынешнего года, есть упоминание о выпуске 5 вертолетов Ми-26Т2/ТС для гражданских заказчиков до 2030 г., о серийном выпуске мотора ПД-12В для вертолета нет ни строчки.
Работы по ремоторизации Ми-26 были инициированы российскими военными. Самая большая часть вертолетов семейства Ми-26 эксплуатируется российскими военными. Однако в настоящее время 17 машин этого типа эксплуатируют российские коммерческие операторы.
Весной нынешнего года появилась информация о том, что вместо ТВД ПД-12В при ремоторизации вертолета Ми-26 на машине установят ТВД ПД-8В – версию двигателя ПД-8 для вертолетов. В основу двигателя ПД-8 заложены технические решения, реализованные в сертифицированном моторе ПД-14. Создаваемый на базе газогенератора двигателя ПД-14, предназначенного для установки на ближне-среднемагистральном самолете МС-21-310, дефорсированный мотор ПД-8 будет иметь тягу 7,9 тс.
Первый опытный образец нового отечественного двигателя ПД-8 прошел стендовые испытания весной нынешнего года, теперь на очереди – летные испытания мотора в ЛИИ им. М.М.Громова в конце 2022 г. – начале 2023 г. Мотор ПД-8 создается с применением российских материалов и современных технологий, в том числе 3D-печати. В работе задействована широкая кооперация предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Работы по двигателю ПД-8 ведут сразу пять структурных подразделений корпорации. Головным разработчиком и интегратором является предприятие «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск).
Для улучшения эксплуатационных характеристик ТВД ПД-8В оснастят электронной системой управления типа FADEC. Ремоторизированные вертолеты семейства Ми-26 также получат новую вспомогательную установку (ВСУ) ТА18-100 вместо нынешней ВСУ ТА-8В.
В гражданском секторе отечественной авиапромышленности после событий 2014 г. программы по импортозамещению не были реализованы в необходимом объеме. Можно сделать вывод на примере замены на вертолетах семейства Ми-26 двигателя ПД-12В на ПД-8В, что предприятия ОПК не справляются с «нахлынувшими» объемами срочного импортозамещения.
Юрий Пономарев
Фото сайта helicopter.su