Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Согласно принятой правительством Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. планируется построить в 2023 г. один легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т из-за отсутствия заказов от отечественных авиакомпаний
Вертолет Ка-226Т (вариант 226.54) совершил первый полет по кругу 30 декабря 2021 г. в Национальном центре вертолетостроения (НЦВ) им. М.Миля и Н.Камова. Одной из главных особенностей усовершенствованной модели вертолета Ка-226Т (вариант 226.54), названной «Альпинист», является возможность машины выполнять полеты в высокогорье. Усовершенствованный вертолет сможет применяться на высотах до 6,5 км.
Это первая российская винтокрылая машина, конструкторская документация которой полностью велась в цифровом виде. По утверждению разработчиков, вертолет Ка-226Т также эффективен при полетах над водной поверхностью. Машина может осуществлять взлет и посадку на палубу морских судов, в том числе небольших по размерам и тоннажу. У Ка-226Т «Альпинист» увеличена скорость полета, снижена масса пустого вертолета (на 400 кг), увеличена дальность полета и др. От предыдущих моделей вертолетов семейства Ка-226 усовершенствованную винтокрылую машину отличает новая конструкция планера и фюзеляжа с существенно возросшими аэродинамическими характеристиками.
Модернизированный Ка-226Т, предназначенный в первую очередь для Индии, получил новую колонку несущего винта, лопасти и главный редуктор, модернизированный комплекс пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, а также ударопрочную, авариестойкую топливную систему. Машину облегчили под требования индийской стороны. На вертолете Ка-226Т «Альпинист» установлены двигатели Arrius 2G1 французской компании Safran. Опционально вертолет может быть оборудован кислородным оборудованием, баллонетами, системой кондиционирования и обогрева воздуха.
Легкий многоцелевой двухдвигательный вертолет Ка-226Т с соосным расположением несущих винтов имеет максимальную взлетную массу 3,6 т. Машина предназначена для ведения воздушной разведки, целеуказания, патрулирования, транспортировки грузов (около 800 кг), перевозки и десантирования разведывательно-диверсионных групп численностью до 7 человек.
Впервые модернизированный вертолет Ка-226Т был представлен на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в Жуковском, куда был доставлен с авиационного завода в Улан-Удэ (У-УАЗ). После авиасалона на трейлере машину перевезли в НЦВ в Томилино и стали готовить к летным испытаниям. Серийное производство вертолета Ка-226Т «Climber» («Альпинист») планируется начать в 2022 г. на У-УАЗ в кооперации с Кумертауским авиационным производственным предприятием (КумАПП), расположенном в Башкирии.
В 2015 г. Россия и Индия подписали межправительственное соглашение о поставках индийской стороне легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т и локализации серийного производства (50-70%) этих винтокрылых машин на территории Индии. Планируется, что производство Ка-226Т для индийского заказчика на первом этапе будет осуществляться в Улан-Удэ, а потом поэтапно перенесено на площадку совместного российско-индийского предприятия (СП) Indo-Russian Helicopters Limited в Индии, созданного в 2017 г. Документ предполагает поставку 60 вертолетов из России и затем изготовление в Индии еще 140 машин. Однако контракт на 200 вертолетов Ка-226Т общей стоимостью $1 млрд. до сих пор не заключен. Россия также предлагала Индии рассмотреть возможность выпуска на мощностях СП морского варианта Ка-226Т для национальных Военно-морских сил.
Можно с большой долей уверенности предположить, что на авиазаводе в Улан-Удэ в 2023 г. построят второй опытный образец винтокрылой машины Ка-226Т (вариант 226.54), а затем будут строить вертолеты в количестве 60 штук только для Индии, которой Франция не чинила санкций по поставкам двигателя Arrius 2G1.
Юрий Пономарев
Фото автора