Авиационные проекты, которые не попали в Комплексную программу по авиатранспортной отрасли

Введенные зарубежными странами санкции повлияли на реализацию ряда проектов в области гражданского авиастроения России

Приговоренная программа по самолету CR929 и долгострой – авиалайнер Ил-96-400М

Правительством России в конце прошедшего июня была принята Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. На программу запланировано выделить из госбюджета 770 млрд. руб. Федеральная программа предполагает, что к декабрю 2030 г. отечественные воздушные суда займут более 80% парка российских авиакомпаний (сейчас по самолетам – все наоборот).

Эксперты обратили внимание, что в Комплексной программе нет ряда разработок по летальным аппаратам гражданского назначения. В частности, в Комплексной программе нет упоминания о проекте отечественного дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета Ил-96-400М и аналогичного российско-китайского самолета CR929.

Сейчас на Воронежском авиазаводе (ВАСО) в цехе окончательной сборки находится опытный образец авиалайнера Ил-96-400М (№ 0001). Самолет Ил-96-400М разработан на базе транспортной версии – на основе машины Ил-96-400Т, которая отличается от базового варианта – самолета Ил-96-300 удлиненным на 9,65 м фюзеляжем и увеличенной на 20 т максимальной взлетной массой. Вместимость авиалайнера Ил-96-400М составляет 390 пассажиров.

Машина Ил-96-400М будет полностью состоять из комплектующих отечественного производства. На новом авиалайнере собираются установить четыре двигателя отечественного производства ПС-90А1 с тягой на взлете 17,4 тс. Мотор ПС-90ПСА1 является модификацией двигателя ПС-90А. Степень унификации с базовым двигателем ПС-90А составляет 98%. Данная модификация ПС-90А сертифицирована в 2007 г.

В нынешнем апреле вице-премьер правительства России Юрий Борисов заявил, что строительство первого ого образца широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета в версии Ил-96-400М завершится в 2022 г. (предположительно летом). На летные испытания новая машина будет передана в конце нынешнего года.

После этого усовершенствованный авиалайнер будет передан для наземных и летных испытаний специалистам ЛИЦ им. В.К.Коккинаки компании «Ил», который расположен в Жуковском. Вначале пройдут заводские летные испытания самолета, затем дополнительные сертификационные испытания, которые в должны завершиться выдачей дополнения к сертификату типа – одобрения главного изменения конструкции. Однако все зависит от финансирования проекта.

Вице-премьер Юрий Борисов в ходе пленарной сессии форума «Инженеры будущего» 29 июня нынешнего года заявил о сокращении участия России в проекте по созданию совместно с Китаем дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета CR929. Юрий Иванович сообщил, что «…Россию не устраивает ход разработки совместного с Китаем широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, и ее доля участия в проекте сокращается». «Наше участие все уменьшается и уменьшается. Я не хочу прогнозировать будущее этого проекта. Будем мы из него выходить или не будем, но пока он по факту идет», – сказал Юрий Иванович.

Видимо, китайские разработчики озабочены фактом введения многочисленных санкций против России и рассматривают возможность установки на авиалайнер CR929 двигателей и различных компонентов иностранного производства вместо российских. Можно предположить, что руководство КНРполагает, что в текущих условиях лучше не портить отношения с Западом и выйти из совместного с Россией перспективного проекта в области гражданской авиации.

В сентябре прошлого года китайская авиастроительная корпорация COMAC приступила к строительству первого опытного образца широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929. Авиалайнер CR929 создается специалистами российско-китайского СП CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corp.) – Китайско-российской международной коммерческой авиастроительной корпорацией, зарегистрированной в Шанхае.

Первые соглашения по авиалайнеру CR929 были подписаны на правительственном уровне в 2014 г. В сентябре 2017 г. проект широкофюзеляжного дальнемагистральнего самолета (ШФДМС) получил официальное наименование – CR929. Предполагаемая стоимость разработки перспективного авиалайнера тогда была озвучена в сумму около $20 млрд. Цена одного экземпляра самолета CR929 определена в $ 113,5-117,8 млн. Разработчики CR929, приняли решение, что в течение первых лет серийного выпуска машина должна быть на 20% дешевле зарубежных конкурентов.

Базовая версия самолета CR929-600 в трехклассной компоновке будет способна перевозить 280 пассажиров на расстояние до 12 тыс. км. Семейство самолетов будет состоять также из модификаций с удлиненным фюзеляжем (модель CR929-700 с количеством кресел на 320 пассажиров) и укороченным фюзеляжем (модель CR929-500 – 230 кресел).

В настоящее время над проектом авиалайнера продолжает работать объединенная российско-китайская инженерная группа, которую возглавляет с российской стороны главный конструктор Максим Литвинов и с китайской стороны – главный конструктор Чен Инчун.

В целом программа по машине CR929 по-прежнему находится на этапе рабочего проектирования; его конфигурация самолета окончательно не определена, поэтому выбор поставщиков несколько раз сдвигался. Ранее до начала СВО в Украине компания CRAIC планировала провести первый полет авиалайнера CR929 в 2023 г, а в 2029 г. совершить стартовую поставку заказчику первых серийных машин.

«Замороженный» проект вертолета VRT 500

В Комплексной программе нет упоминания о программе по разработке легкого многоцелевого вертолета VRT 500, которую ведет созданное в 2014 г. под «крышей» холдинга «Вертолеты России» КБ «Вертолеты России (ВР) - Технологии». В КБ работают приглашенные специалисты из Национального центра вертолетостроения (НЦВ) им. М.Л.Миля и Н.И.Камова, а также инженеры и конструкторы из других авиационных фирм.

VRT 500 – это легкий однодвигательный вертолет соосной схемы. По утверждению разработчиков, новая отечественная винтокрылая машина будет обладать самой объемной в своем классе грузопассажирской кабиной. Кабина вертолета рассчитана на перевозку 5 пассажиров или 730 кг груза. VRT 500 будет способен подниматься на высоту 6,1 км и преодолевать расстояние в 760 км. Максимальная взлетная масса VRT 500 составит 1,6 т, крейсерская скорость – 230 км/ч. В конструкции вертолета планируется широко использовать композиционные материалы.

Планировалось, что VRT 500 будет оснащаться одним канадским газотурбинным двигателем (ГТД) PW207V, способным развивать мощность до 700 л.с. Двигатель PW207V для установки на машине VRT 500 собирались адаптировать под применение его на однодвигательном вертолете с внесением соответствующих изменений в сертификат типа. Отечественный аналог пока проходит стендовые испытания. Разработчик обещает развернуть серийное производство двигателя-аналога в 2024 г.

Систему кондиционирования воздуха для вертолета VRT 500 разрабатывал международный концерн Liebherr-Aerospace (французское подразделение концерна – Liebherr-Aerospace ToulouseSAS), трансмиссию – итальянская компания Avio Aero. Поставщиком комплекса авионики FlytX была французская компания Thales. Итальянская компания Mecaer Aviation Group занималась разработкой системы управления и гидравлической системы для VRT 500.

В СМИ на протяжении последних трех лет появлялась противоречивая информация по программе винтокрылой машины VRT 500. Согласно одной – серийное производство вертолета VRT 500 планировали развернуть в Италии, согласно другой – вертолет серийно намечали строить на авиазаводе в Улан-Удэ.

Можно сделать предположение, что из-за введенных многочисленных санкций руководством Минпромторговли РФ принято решение отложить до «лучших времен» реализацию проекта по вертолету VRT 500.

 

Юрий Пономарев