Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Правительство утвердило Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г, которая опубликована на правительственном сайте
Согласно Комплексной программе, отечественная авиапромышленность изготовит к 2030 г. 1036 новых серийных самолетов и 764 вертолета гражданского назначения, а также почти 5 тыс. авиадвигателей для них.
Распоряжением правительства РФ № 1693-р от 25 июня 2022 г. Комплексная программа была утверждена и принята к исполнению. На развитие отрасли планируется выделить из госбюджета суммарно 770 млрд. рублей. Из них 150 млрд. руб. предназначено для обеспечения авиаперевозок в нынешнем году.
Минпромторговли России дано указание «привести в соответствие с настоящей Программой целевые программы и иные документы в сфере авиастроительной отрасли Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего распоряжения, а также скоординировать последующую актуализацию указанных документов с внесением изменений в Программу».
Также «Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и в целях реализации Программы утвердить перечень мероприятий на период 2022-2023 годов, направленных на поддержку развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации и обеспечение авиационной подвижности населения, в течение 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего распоряжения».
По утверждению авторов Комплексной программы, «…доля воздушных судов иностранного производства в действующем парке пассажирских самолетов для осуществления коммерческих воздушных перевозок в апреле 2022 г. составила 67,1 %, на них приходится около 95 % пассажирооборота». Комплексная программа предполагает, что до 2030 г. воздушные суда отечественной разработки займут более 80% парка авиакомпаний России.
Курировать выполнение программы будет первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов, в части авиастроения – вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов.
Особенности желаемых ориентиров Программы
Настораживает то, что в Комплексной программе расписано по годам, сколько будет выпущено в течение года, начиная с 2022 г., например, самолетов марки «Суперджет Нью» (SSJ-New). Для усовершенствованной модификации самолета «Суперджет-100» – машины SSJ-New нет готового к серийному производству нового отечественного двигателя ПД-8. В 2023 г. должны построить и начать испытания два опытных образца авиалайнера SSJ-New (пока будут летать с российско-французскими двигателями SaM-146, имеющимися в «запасниках»), а с 2024 г. планируется построить сразу 20 штук SSJ-New и т.д. Разработчики Программы уверены, что в 2023 г. будет изготовлено 6 моторов ПД-8, а в 2024 г – 44 штуки серийных двигателей ПД-8. Не больше, не меньше. Утешает, что эти показатели называются «прогнозными».
В частности, согласно Программе, вертолет марки «Ансат» должны изготовить в 2023 г. в количестве 23 машины, а в 2024 г. – 25 штук. Программе указано, сколько изготовят по годам (начиная с 2023 г.) двигателей ВК-650В и ВК-1600В, которые еще испытываются на стенде.
«Ансату» предстоит ремоторизация: переход с канадского двигателя PW207K на новый отечественный двигатель ВК-650В, который пока проходит наземные испытания. Винтокрылой машине еще предстоит пройти длительный этап летных испытаний, также как и вертолету средней грузоподъемности Ка-62 с двигателем ВК-1600В вместо французского мотора Ardiden3G. Кстати, вертолету Ка-62 требуется главный редуктор и трансмиссия отечественной разработки для замены австрийских механизмов.
Полагаю, что сейчас высчитывать с точностью до штуки, до рубля и по годам выпущенные самолеты, вертолеты, двигатели преждевременно. Все это мы уже проходили по ранее проваленным программам.
«Пропажи» Программы
В Комплексной программе не упоминается дальнемагистральный авиалайнер Ил-96-400М, первый опытный образец которого, предназначенный для летных испытаний, сейчас в замедленном темпе строится на Воронежском авиазаводе. Нет в Программе и аналогичного российско-китайского самолета CR929.
В документе нет никаких данных по выпуску турбовинтового двигателя ВК-800С для самолета МВЛ L-410 (лицензия на его производство у Чехии) и перспективного легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал», хотя в перечне выпуска самолетов для гражданской авиации РФ обе машины значатся.
Также нет в Программе никаких сведений о турбовинтовом двигателе ТВ7-117СТ-02 для регионального самолета ТВРС-44 «Ладога», хотя для 25 машин «Ладога» (в 2025 г. намерены построить, согласно Программе, первые 15 штук самолетов, а с 2026 г. – 25 машин) потребуется производить минимум по 54 двигателя ежегодно.
Проанализировав данные по производству отечественных авиадвигателей, можно сделать вывод, что они не в полной мере увязаны с планами производства самолетов. В частности, по выпуску моторов семейства ПС-90 для самолетов Ту-214 и Ил-96-300. Необходимо изготавливать не 20 двигателей семейства ПС-90 ежегодно в период с 2025 г. по 2030 г., а минимум 30 штук.
Трудно поверить в то, двигателестроительным заводам удастся совершить рывок с нынешних примерно 300 вертолетных двигателей в год до почти 460 моторов уже в 2023 г., а в 2024 г. увеличить серийное производство еще приблизительно на 100 двигателей для вертолетов.
Производственные риски
Один из разделов документа связан с оценкой рисков. В этом документе обозначено четыре системных риска. Остановимся только на одном, связанном с серийным производством.
На отечественных авиазаводах, по утверждению экспертов, нет полноценного цифрового промышленного производства. Присутствуют только некоторые его элементы. Оцифровать изделие могут, а вот на весь производственный процесс программ нет. Стоит сказать, что на одном из продвинутых в технологическом плане предприятие – на ульяновском авиазаводе «Авиастар» модернизированные транспортные самолеты семейства Ил-76 строят с помощью усовершенствованной стапельной оснастки, которую называют автоматизированной поточной линией ПЛС-76.
Значительное увеличение объемов производства потребует значительного увеличения станочного парка. На предприятиях отрасли подавляющее большинство лучших станков и обрабатывающих комплексов зарубежного производства. Санкции распространяются на поставку в Россию и станков и запчастей. Отечественные станкостроительные предприятия не смогут удовлетворить потребности авиапрома.
Высокопоставленные чиновники заверяют общественность в том, что у авиапрома скоро появится «второе дыхание». Не появится, как и ранее не появлялось после утверждения очередной программы развития. Если к 2030 г. будет выпущено хотя бы 600 самолетов, то это уже будет большим успехом.
Юрий Пономарев
Фото ОАК