Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
30 июня нынешнего 2022 года на аэродроме в Томилино совершил первый полноценный полет по кругу перспективный многоцелевой вертолет средней грузоподъемности Ми-171А3
Летные испытания нового вертолета начались в декабре прошлого года, когда машину Ми-171А3 впервые опробовали на режиме висения в Национальном центре вертолетостроения (НЦВ) им. М.Миль и Н.Камова, расположенном в подмосковном Томилино.
Первый опытный образец, предназначенный для летных испытаний, оффшорного вертолета Ми-171А3 был построен в тесной кооперации нескольких серийных заводов холдинга «Вертолеты России» и коллектива НЦВ. На Казанском вертолетном заводе изготовили грузовой пол вертолета. Предприятие ААК «Прогресс» в городе Арсеньев (Приморский край) занималось производством деталей из композитных материалов: носовой части и бортовых панелей средней части фюзеляжа вертолета. После постройки первого опытного образца вертолета Ми-171А3 на авиазаводе в Улан-Удэ новую машину доставили подмосковное Томилино, где в Национальном центре вертолетостроения винтокрылая машина прошла дооснащение бортовым радиоэлектронным оборудованием (авионикой).
В мае нынешнего года в НЦВ начались статические испытания планера вертолета Ми-171А3, которые продлятся до середины 2023 г. На финальных этапах испытаний отдельные части фюзеляжа будут нагружаться вплоть до их разрушения. По итогам статиспытаний будет установлено соответствие конструкции фюзеляжа перспективного вертолета требованиям сертификационного базиса и авиационных правил АП-29.
Вертолет Ми-171А3 – это глубокая модификация запущенного несколько лет назад в серийное производство вертолета Ми-171А2. Разработка вертолета Ми-171А3 началась в 2018 г. Винтокрылая машина Ми-171А3 предназначена для полетов на морские нефтяные и газодобывающие платформы при диапазоне температур окружающего воздуха от -50 С до +50 С.
Новая модификация вертолета разрабатывается с учетом жестких требований Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP). Как заявили разработчики, при проектировании был учтен опыт, полученный при производстве вертолетов для стран Карибского бассейна и Латинской Америки. Бортовое оборудование машины будет осуществлять навигацию в высоких широтах и связь с морскими судами. Вертолет оснащается системой аварийного приводнения и спасательными плотами, для Ми-171А3 разработан новый авариестойкий фюзеляж.
По мнению экспертов, вертолет Ми-171А3 по конструкции представляет собой гибрид части фюзеляжа и шасси вертолета Ми-38 с несущей системой недавно запущенного в серийное производство вертолета Ми-171А2. Финишная сборка серийных машин будет осуществляться на УУАЗ, а фюзеляж Ми-171А3 планируется изготавливать в рамках кооперации на Казанском вертолетном заводе, где ведется серийное производство вертолета Ми-38.
Помимо нового цифрового бортового комплекса авионики на машине Ми-171А установят дополнительный набор специального бортового оборудования, которое позволит задействовать вертолет в поисково-спасательных операциях. Бортовой комплекс авионики вертолета Ми-171А3 обеспечит автоматическое и ручное управление машины на всех этапах полета, от взлета до посадки, с возможностью автоматического пилотирования, как по авиатрассам, так и в нерегулируемом воздушном пространстве. Максимальный взлетный вес машины составляет 13 т, количество перевозимых пассажиров – до 24 человек, максимальная дальность полета – 1 тыс. км.
Госкорпорация «Ростех» впервые продемонстрировала Ми-171А3 на авиасалоне МАКС-2021. Серийное производство машины Ми-171А3 должно начаться в Улан-Удэ в 2022 г. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что общий объем господдержки проекта составляет 1 млрд. руб.
Недавно правительством России была принята комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. На программу запланировано выделить из госбюджета 770 млрд. руб. Федеральная программа предполагает, что к декабрю 2030 г. отечественные воздушные суда займут более 80% парка российских авиакомпаний (сейчас по самолетам – все наоборот).
В соответствии с программой, запланировано построить в 2023 г. пять машин Ми-171А3, а в 2024 г. – 6 штук.
Юрий Пономарев
Фото автора