Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В прошлом году в Российской Федерации произошло более 30 авиационных происшествий, в том числе 25 авиакатастроф, в которых суммарно погибло 110 человек
Стоить напомнить, что в течение прошлого года отечественными авиакомпаниями суммарно перевезено свыше 111 млн. человек, что на 60% больше, чем в 2020 г., но на 10,3% меньше,чем в допандемийном 2019 г. Совладелец аэропорта Внуково и авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев недавно заявил в СМИ, что он полагает, что, если российские авиакомпании в 2022 г. перевезут 70 млн. пассажиров, это будет «великолепный результат».
Наиболее резонансной стала катастрофа, происшедшая 6 июля прошлого года с пассажирским самолетом Ан-26Б-100 в районе аэродрома Палана на Дальнем Востоке. Это была самая большая по количеству жертв авиакатастрофа на регулярных рейсах в России в прошлом году.
Самолет Камчатского авиапредприятия выполнял плановый рейс по маршруту Петропаловск-Камчатский – Палана. В районе аэродрома Палана был туман, горы частично закрыты. По информации Межгосударственного авиационного комитета (МАК), при заходе на посадку днем за три секунды до столкновения с поверхностью земли экипаж самолета начал выполнять правый доворот с креном до 6 градусов. В 14.49 по местному времени на скорости 340 км/ч самолет начал снижение с высоты 400 метров до 250 метров, что привело к столкновению со скалой. В результате столкновения воздушного судна (ВС) с краем скалы на расстоянии 3,8 км от аэродрома самолет был полностью разрушен и уничтожен наземным пожаром, 6 членов экипажа и все 22 пассажиров погибли.
Особо стоит сказать о трех авиакатастрофах 2021 г. с самолетами местных воздушных линий (МВЛ) L-410. На регулярных авиалиниях катастрофа с самолетом L-410 UVP-E20 авиакомпании «Аэросервис» произошла во время выполнения рейса по маршруту Иркутск – Казачинское 12 сентября. На борту ВС находились два члена экипажа и 14 пассажиров.
Примерно в три часа дня по местному времени самолет, совершая третий заход на посадку, в условиях густого тумана столкнулось с препятствиями на удалении 3,8 км от аэропорта в селе Казачинское. По официальной информации, ВС совершило жесткую посадку в условиях плохой видимости. При жесткой посадке погибли 4 человека (3 пассажира и второй пилот), остальные получили травмы различной степени тяжести. Планер самолета был сильно деформирован, однако имел место и элемент везения: пожара на борту не произошло.
Еще две катастрофы с самолетами МВЛ L-410 UVP-E20, принадлежащими ДОСААФ РФ, произошли у деревни Журавлево в Кемеровской области (19 июля) и под Мензелинском (10 октября).
В результате авиакатастрофы в Кемеровской области погибло 4 человека: оба пилота и 2 спортсмена-парашютиста. На борту ВС находились члены Российской команды по парашютной групповой акробатике, которые выполняли тренировочные прыжки в рамках подготовки к Чемпионату мира. Всего на борту L-410 было 19 человек (2 члена экипажа и 17 парашютистов). Всего пострадало 15 человек. 2 человека от госпитализации отказались. 5 человек попали в реанимацию (один человек через 10 суток скончался)..
При расследовании катастрофы выяснилось, что после взлета на высоте примерно 20 м произошел отказ правого двигателя. Экипаж доложил о проблеме авиадиспетчеру и принял решение о возврате на аэродром. При дальнейшем наборе высоты произошел отказ левого двигателя. Экипаж принял решение произвести аварийную посадку в поле на неподготовленную площадку и предупредил об этом парашютистов, сказав, что посадка будет жесткой. При посадке самолет с правым креном столкнулся с поверхностью земли в районе деревни Журавлево и разрушился. Возгорания топлива не произошло.
Катастрофа самолета L-410 UVP-E20 под Мензелинском (Республика Татарстан) произошла утром 10 октября. На борту ВС находилось 20 парашютистов и 2 члена экипажа. Сразу после взлета с местного аэродрома на высоте около 70 метров у самолета отказал левый двигатель. Командир ВС доложил об этом авиадиспетчеру и попросил разрешение на аварийную посадку. Через несколько минут самолет L-410 UVP-E20 после взлета самолет начал терять высоту и столкнулся с землей, задев крылом автомобиль «Газель», кучу дров и железобетонный забор. В результате столкновения с землей и препятствиями полностью разрушился планер самолета. Возгорания топлива не произошло. Выжили шесть парашютистов, оба пилота погибли. Один из выживших при падении ВС парашютистов скончался через месяц в больнице от полученных травм.
С вертолета тоже происходили авиакатастрофы. Наиболее резонансным по количеству жертв стало крушение вертолета Ми-8 с туристами на борту на Камчатке. Крушение винтокрылой машины авиакомпании «Витязь-Аэро» произошло 12 августа. Вертолет упал в Курильское озеро при заходе на посадку в районе кордона Озерное в Южнокамчатском заказнике. На борту вертолета находилось 16 человек: три члена экипажа и 13 пассажиров, в том числе один ребенок (мальчик). Восемь человек выжили, из них четверо не пострадали. Это пятеро туристов, гид компании перевозчика и двое членов экипажа: второй пилот и механик.
Пассажиры, которым удалось спастись, рассказали, что выплыли с глубины девять метров. По их словам, Ми-8 начал тонуть носовой частью вниз, а от удара о воду у него открылись задние створки. Был и элемент везения. Спасатели (работники заповедника), которые находились поблизости сработали очень быстро, и это спасло жизни тем, кто находился в холодной воде. Поисковая операция на месте была завершена 18 августа, когда на поверхность подняли тела всех погибших. Вертолет вытащили из воды на берег 6 сентября.
После катастрофы 12 августа вертолета Ми-8 на Камчатке его владельцу – авиакомпании «Витязь-Аэро» – Росавиация запретила заниматься пассажирскими перевозками. Проверка Ространснадзора выявила около 50 нарушений эксплуатации вертолетов в коммерческих авиакомпаниях России в 2021 г.
Особо стоит сказать о происшествии с авиалайнером А321 авиакомпании S7 рейс 5220, выполнявшим 2 декабря 2021 г. полет по маршруту Магадан – Новосибирск, который не долетел до Новосибирска и экстренно приземлился в аэропорту Иркутска.
Во время полета самолет попал в зону сильного обледенения, что привело к отключению автопилота. Перед вылетом из Магадана ВС прошло противообледенительную обработку, метеоусловия для взлета соответствовали допустимым. По официальной версии, из-за сильного обледенения самолет стал почти неуправляемым. Капитан воздушного судна и второй пилот проявили себя как летчики высшего класса. В конце концов капитан ВС принял решение совершить посадку на ближайшем запасном аэродроме, поскольку из-за воздействия обледенения полет проходил на эшелоне ниже расчетного и запас топлива уже не позволял долететь до Новосибирска. На борту находилось почти 200 пассажиров и 5 членов экипажа.
По официальным данным, в 2021 г. в России произошло 25 катастроф воздушных судов, что на две меньше, чем в 2020 г. Число погибших в 3,5 раза стало больше: погибли 110 человек. Выросло и число пострадавших: в 2021 г. травмы при происшествиях с самолетами и вертолетами получили 159 человек, в 2020 г. – травмы получил 71 человек. По-прежнему много происшествий и катастроф происходит с самолетами и вертолетами авиации общего назначения.
Юрий Пономарев
Фото с сайта оblgazeta.ru
На снимке: авиакатастрофа самолета L-410 в Иркутской области