Прошел новый этап испытаний российского двигателя ПД-8 для регионального самолета SSJ-New и самолета-амфибии Бе-200

Нынешней весной прошли стендовые испытания первого опытного образца нового реактивного двигателя ПД-8, теперь на очереди – летные испытания мотора в ЛИИ им. М.М.Громова

Производство самолета-амфибии Бе-200

29 апреля 2022 г. Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева посетил генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. Во время визита Ю.Слюсаря на Таганрогский авиазавод было проведено совещание по вопросам выполнение гособоронзаказа, модернизации производства, реализации программы по самолету-амфибии Бе-200,  а также по импортозамещению и др.

Необходимо отметить, что Ю.Слюсарь также обстоятельно пообщался с работниками предприятия в сборочном цехе по поводу дальнейших работ по различным авиационным программам и, в частности, по самолету-амфибии Бе-200.

Согласно официальной информации, в течение последних лет в ТАНТК ведутся работы «по капитальному ремонту и плановой модернизации строевых самолетов радиолокационного дозора и наведения (ДРЛО) А-50, стратегических бомбардировщиков Ту-95МС Дальней авиации ВКС России, а также самолетов семейства Ту-142 Морской авиации ВМФ России».

Сейчас на авиазаводе ведется постройка двух самолетов-амфибий БЕ-200ЧС (№ 313 и № 314) для МЧС России. Машина Бе-200 ЧС (№ 313) находится в цехе окончательной сборки. Согласно планам, оба самолета должны построить в нынешнем году. Однако, как признал управляющий директор ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» Павел Павлов, на предприятии остро стоит кадровая проблема из-за большой текучки кадров. В конце прошлого года дирекция предприятия приняла план по приему около 700 человек.

Особо стоит сказать о проблеме, связанной с постройкой самолетов-амфибий Бе-200. На машине устанавливаются два турбореактивных двигателя Д-436ТП. Этот мотор – морская модификация двигателя Д-436Т1 с тягой на взлетном режиме 7,5 тс. Двигатели семейства Д-436 разработаны украинской компанией «Ивченко-Прогресс». Авторские права и все «ноу-хау» по двигателю принадлежат украинскому КБ «Ивченко-Прогресс». Серийное производство двигателей семейства Д-436 ведется украинской компанией «Мотор-Сич». В производственной кооперации по производству двигателей семейства двигателей участвует ряд российских предприятий, в частности, Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО). Однако значительное количество элементов «сердца» двигателя Д-436 – газогенератора изготавливается компанией «Мотор-Сич». Финальная сборка двигателей семейства Д-436 , испытания, агрегаты мотора, продажи готового изделия, модификации, развитие, ремонт – это все осуществляется украинскими компаниями.

Разговоры о замене двигателя Д-436ТП на аналогичный, в частности, на российско-французский двигатель SaM146 велись неоднократно по мере ухудшения взаимоотношений России и Украины.

В 2019 г. заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров официально заявил, что принято окончательное решение о замене украинского двигателя Д-436ТП на самолете-амфибии Бе-200 на российский мотор ПД-8. Пока небольшой запас двигателей и запчастей для Д-436ТП у России имеется.

Программа по двигателю ПД-8

Двухконтурный турбовентиляторный двигатель (ТРДД) ПД-8 будет использоваться на региональном пассажирском самолете SSJ-New и на самолете-амфибии Бе-200. Авиалайнер SSJ-New – это новая модификация российского регионального самолета «Суперджет-100» (Superjet-100) с максимальным импортозамещением компонентов и систем. Планер первого опытного образца машины SSJ-New (№ 97016) уже построен на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. На крыло самолет планируется поставить в 2023 г.

ПД-8 создается с применением российских материалов и современных технологий, в том числе 3D-печати. В работе задействована широкая кооперация предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Создаваемый на базе газогенератора двигателя ПД-14 для ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21-310 дефорсированный ПД-8 будет иметь тягу 7,9 тс.

В первой декаде мая нынешнего года пресс-служба ОДК сообщила, что завершена программа стендовых испытаний первого опытного образца двигателя ПД-8. По утверждению разработчиков нового мотора, испытания первого опытного ПД-8 подтвердили работоспособность ТРДД, его систем и основные расчетные параметры.

Генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин заявил, что «программа испытаний включала замеры параметров для оценки температурного состояния, прочности и вибрационной стойкости деталей и узлов двигателя в процессе работы. Проведена проверка его воздушной, масляной и топливной систем. Данные о состоянии деталей и узлов опытного двигателя ПД-8 снимались в ходе испытаний с помощью 500 специальных датчиков. Полученные с их помощью данные подлежат дальнейшему анализу для оценки работоспособности основных узлов и систем».

В декабре нынешнего 2022 года в ЛИИ им. М.М.Громова должны начаться летные испытания перспективного двигателя ПД-8 для самолетов семейства «Суперджет» и Бе-200, а затем несколько образцов двигателя должны пройти сертификационные испытания.

Разработчики мотора из фирмы «ОДК-Авиадвигатель» сказали, что перед ними стоит «задача сделать ПД-8 за пять лет. Это в два раза быстрее, чем мы сделали ПД-14, это в три раза быстрее, чем в советское время делали все остальные двигатели, а то и в четыре»…

Юрий Пономарев

 

Фото ОДК