Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В конце апреля 2022 г. чешская компания «Омнипол» выкупила 100% акций авиазавода «Эйркрафт Индастриз», на котором производятся самолеты МВЛ L-410, у российского владельца – УГМК
Машина для местных авиалиний (МВЛ) L-410 разработана специалистами Чехии в 60-е годы прошлого столетия. В 2013 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала 100% владельцем акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries)», которая серийно строила и строит самолеты МВЛ L-410. Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов МВЛ L-410 для крупноузловой лицензионной сборки на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) – предприятии, принадлежащем госкорпорации «Ростех», начала реализовываться в 2018 г. До настоящего времени в городе Арамиль (население чуть более 15 тыс. человек) Свердловской области выпускалась русифицированная версия самолета L-410, в которой импортозамещен ряд бортовых систем.
Продвижением самолета МВЛ на отечественный рынок и финансированием поставок занималась крупнейшая лизинговая компания России – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), на 100% принадлежащая Минтрансу России.
В 2021 г. УЗГА планировал поставки заказчикам не менее 4 самолетов L-410. Заказчиками являются авиакомпании, работающие на севере России. На конец декабря 2021 г. было поставлено только две машины МВЛ. Известно, что в прошлом году на авиазаводе в Куновице построили три самолета L-410 для России. Для сравнения: в 2020 г. российские заказчики получили пять воздушных судов марки L-410 против семи годом ранее. Более десятка самолетов L-410 приобрело Минобороны России в течение последних нескольких лет.
На местных авиалиниях Сибири, Дальнего Востока, Севера и др. регионов страны машины L-410 перевозят пассажиров, почту и грузы. Сейчас в России в эксплуатации находится немногим более 40 самолетов. В эксплуатации по всему миру на декабрь 2021 г. находилось около 350 машин марки L-410.
На самолетах L-410, которые в виде машинокомплектов поставлялись в Россию на предприятие УЗГА, устанавливаются два турбовинтовых двигателя (ТВД) Н 80 (усовершенствованный Walter M601E), с взлетной мощностью 750 л.с. каждый. С 2009 г. компания «Валтер Эджин» (Walter Engine) принадлежит американской компании «Дженерал Электрик».
В марте текущего года руководство компании «Эйкрафт Индастриз» обратилось с открытым письмом, размещенным на сайте компании, в котором заверяло потенциальных покупателей, что «своим приоритетом руководство компании видит продолжение производства самолетов Let L-410 и сохранение рабочих мест для тысячи сотрудников». «Мы являемся и всегда были мультикультурной организацией, в которой почти тысяча сотрудников из Чехии, Словакии, Украины, Белоруссии и России. Мы сотрудничаем и работаем в партнерстве, мы коллеги и друзья».
Руководство нового владелеца авиазавода в Куновице чешская Omnipol сообщило для СМИ, что компания Aircraft Industries «оказалась в очень сложной ситуации» из-за санкций против России. Сейчас компании Omnipol и Aircraft Industries ожидают заключения новых контрактов на поставку самолетов L-410 на рынки развивающихся стран.
После проведенной сделки из-за введенных санкций автоматически будет отказано России в поставках запчастей и двигателей для самолетов марки L-410.
Юрий Пономарев
Фото ГК «Ростех»