Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Предприятие «Протон-ПМ» изготовит стенд для испытаний реверсивного устройства перспективного авиадвигателя ПД-8. Создание мотора ПД-8 – задача первостепенной важности
Предприятие «Протон-Пермские моторы» («Протон-ПМ») входит в интегрированную структуру ракетно-космической промышленности (РКП) – НПО «Энергомаш». Создание двигателя ПД-8 – это сейчас задача № 1 для отечественного самолетостроения. Двигатель ПД-8 намечен для установки на усовершенствованном региональном самолете по проекту SSJ-New и самолете-амфибии Бе-200.
Авиалайнер SSJ-New – это новая модификация российского регионального самолета «Суперджет-100» (Superjet-100) с максимальным импортозамещением компонентов и систем. Создаваемый на базе газогенератора двигателя ПД-14 для ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21-310 дефорсированный ПД-8 будет иметь тягу 7,9 тс.
Работы по двигателю ПД-8 ведут сразу пятью структурными подразделениями Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Головным разработчиком и интегратором в проекте является предприятие «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск). Первый натурный образец газогенератора ПД-8 был продемонстрирован на МАКС-2021. В работе над ПД-8 в первую очередь для регионального самолета SSJ-New в значительной степени учитывается опыт создания двигателя ПД-14 для средне-ближнемагистрального авиалайнера МС-21.
Турбореактивный двигатель SaM146, устанавливаемый на «Суперджете», производится на совместном российско-французском предприятии «ПауэрДжет» (PowerJet). Российская сторона – НПО «Сатурн» отвечает за изготовление «холодной» части двигателя (вентилятор и турбина низкого давления), а французская компания Snecma (сейчас входит в группу Safran) – за изготовление «горячей» части двигателя (газогенератора в составе компрессора высокого давления, турбины высокого давления и камеры сгорания). Элементы «горячей» части производятся во Франции и поставляются в Россию для сборки в Рыбинске. Точнее поставлялись. Следует также сказать, что коробка двигателя SaM146, угловой редуктор, трубопроводы, электрожгуты и др. поставлялись из ряда европейских стран.
В конце февраля нынешнего года российско-французские совместные предприятия PowerJet и «Волгаэро», серийно выпускающая двигатели SaM146 и запчасти для самолета «Суперджет-100, по инициативе французской стороны из-за санкций прекратили работу. Полностью прекратились поставки запчастей для SaM146, техподдержка и ремонт двигателей, включая возврат ранее отремонтированных, предоставление их в лизинг.
В целях продолжения дальнейшей эксплуатации машин SJ-100 в России Минпромторговли РФ предложил использовать склад запчастей и пул подменных двигателей SaM146, которые СП PowerJet сформировало на территории России еще до санкций.
Ход испытаний двигателя ПД-8
Нынешней зимой на высотном стенде в ЦИАМ им. П.И.Баранова нынешней зимой на высотном стенде в ЦИАМ им. П.И.Баранова прошли испытания газогенератора ПД-8 для самолета SSJ-New и, по утверждению разработчиков, подтвердили расчетную тепловую модель компрессора.
Предприятие «Протон-Пермские моторы», входящее в интегрированную структуру НПО «Энергомаш», приступает к изготовлению стенда для испытаний реверсивного устройства перспективного авиационного двигателя ПД-8. Заказчиком испытательного стенда выступает АО «Пермский завод «Машиностроитель».
По сообщению пресс-службы ЦАГИ, специалисты Института провели в АДТ цикл испытаний модели изолированной мотогондолы перспективного двигателя ПД-8. Эксперимент проводился в трансзвуковой аэродинамической трубе (АДТ) Т-128 при числах Маха от 0,7 до 0,82 и углах атаки 3,4-4,9 градусов. Ранее в ЦАГИ исследовались аэродинамические характеристики воздухозаборника двигателя ПД-8.
Целью исследований стало определение аэродинамических характеристик модели гондолы: сил и моментов на крейсерском режиме полета. Модель для испытаний изготовили специалисты научно-производственного комплекса института. Следующим шагом станут испытания в аэродинамической трубе Т-104 мотогондолы двигателя ПД-8 с имитатором реверсивного устройства в составе самолета SSJ New.
По заявлению руководства Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), в нынешнем году на предприятиях госкорпорации (ГК) «Ростех», в состав которой входит ОДК, планируется собрать узлы для опытной партии двигателей ПД-8. Мотору ПД-8 предстоит пройти еще несколько этапов сертификационных испытаний, которые, возможно, продлятся до марта 2023 г. Они будут вестись параллельно с испытаниями опытного образца силовой установки.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ЦАГИ
На снимке: мотогондола двигателя ПД-8 в АДТ ЦАГИ