Некоторые отечественные авиационные программы претерпят изменения

Возникла острая необходимость в корректировке программы по серийному производству вертолета Ка-62 и проекта по созданию учебно-тренировочного самолета (УТС) Як-152

Вертолет Ка-62

В начале декабря 2021 г. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало холдингу «Вертолеты России» сертификат типа на новый отечественный вертолет средней грузоподъемности Ка-62.

Еще в прошлом году на Дальнем Востоке на Арсеньевском авиазаводе «Прогресс» начали строить первые серийные машины Ка-62. На 2022 г. было запланировано развернуть полномасштабное серийное производство и первые поставки машины Ка-62 российским заказчикам.

Многоцелевой транспортный вертолет средней грузоподъемности Ка-62 разрабатывается с середины 80-х годов прошлого столетия. Дальность полета Ка-62 составляет 700 км, максимальная скорость – 310 км/ч, крейсерская скорость полета – 290 км/ч. Максимальная взлетная масса вертолета – 6,8 т, вместимость – 15 пассажиров. Ка-62 также может перевозить 2 т груза внутри кабины и до 2,5 т на внешней подвеске. В конструкции Ка-62 активно используются полимерные композиционные материалы (до 60% по массе). По утверждению разработчиков, это позволило снизить расход топлива, увеличить скорость и грузоподъемность машины.

Однако продолжение развертывания серийного производства Ка-62 «зависло» из-за санкций. Франция отказалась поставлять в Россию турбовальные двигатели (ТВД) Ardiden 3G. Силовая установка винтокрылой машины Ка-62 состоит из двух турбовальных двигателей Ardiden 3G максимальной взлетной мощностью 1680 л.с. и максимальной продолжительной мощностью – 1420 л.с. (каждый) производства французской компании «Сафран» (Safran Helicopter Engines).

У вертолета-долгостроя Ка-62 помимо французского двигателя Ardiden3G несколько «уязвимых мест»: главный редуктор и редуктор хвостового винта, трансмиссия несущего винта и трансмиссия хвостового винта, разработанные и изготовленные австрийской компанией Zoerkler Gears. Необходимо сказать, что работы по импортозамещению ведутся неспешно. Сроки их окончания уже несколько раз сдвигались «вправо».

Очевидно, что придется переходить на установку на вертолете Ка-62 отечественного ТВД ВК-1600В, который еще предстоит создать и испытать, а после этого продолжить серийное производство Ка-62. Работы по мотору ВК-1600В начались в 2018 г. Договор на проведение опытно-конструкторских работ по разработке ТВД ВК-1600В был заключен с АО «ОДК-Климов» в марте 2019 г. Сертификацию отечественного двигателя ВК-1600В планировалось завершить в 2023 г., и в 2024 г. начать серийное производство мотора. Необходимо сказать, что на базе ВК-1600В ОДК собираются создать самолетную модификацию ВК-1600С для легких пассажирских и транспортных самолетов.

УТС Як-152

В России более пяти лет идут испытания учебно-тренировочный самолет (УТС) Як-152, оснащенный 500-сильным поршневым дизельным двигателем RED A03 V12 немецкой компании RED Aircraft GmbH.

Первый полет первый опытный образец Як-152 с бортовым № 01 совершил 29 сентября 2016 г. Выпущена опытная партия Як-152. Максимальная скорость горизонтального полета самолета Як-152 составляет 300-320 км/ч, максимальная высота полета – 4 тыс. м, длина разбега – 300 метров, дальность полета – 1400 км. Нормальная взлетная масса – 1320 кг. Самолет оснащается комплексом средств аварийного покидания самолета КСАП-152 с креслами СКС-94М2 разработки НПП «Звезда», что обеспечивает быстрое и безопасное катапультирование в экстренной ситуации.

Новый отечественный УТС Як-152, создание которого задержалось лет на двадцать, предназначен для обучения технике пилотирования и основам навигации, отработке навыков простого пилотирования, и высшего пилотажа, а также технике пилотирования в составе группы самолетов. Разработчики Як-152 полагало, что машина будет востребована в военных училищах ВКС России и в системе ДОСААФ. Пару лет назад Минобороны России заявляло, что после испытаний приобретет до 150 УТС Як-152.

В течение последних пяти лет нет определенности с проектом УТС Як-152. Минобороны России пока не подписало никаких контрактов на поставки машины Як-152 в военные летные училища. Можно с большой долей уверенности предположит, что УТС Як-152 не пойдет в серийное производство из-за немецкого дизельного двигателя RED A03 V12, хотя двигатель разработан выходцем из России и на деньги российского холдинга «Финам». В настоящее время двигатель серийно производится в немецком городе Аденау.

Надо полагать, что из-за санкций западных стран Минобороны России сделает выбор в пользу УТС-800. Во время Международного форума «Армия-2021», который прошел в выставочном комплексе в Кубинке в конце августа 2021 г., министр обороны Сергей Шойгу поставил своим подчиненным задачу: в ноябре 2021 г. впервые поднять в воздух новый учебно-тренировочный самолет, в 2022 г. – завершить испытания УТС-800, а в 2024 г. – построить первые серийные машины. Однако первый испытательный полет УТС-800 так и не состоялся.

Согласно афишированным летно-техническим характеристикам, максимальная взлетная масса УТС-800 (с заправкой для пилотажа) составляет 2150 кг. Масса пустой машины – 1700 кг. Крейсерская скорость полета составляет 360 км/ч. Максимальная скорость горизонтального полета – 460 км/ч. Максимальная эксплуатационная высота – 6 км. Конструкция УТС -800 рассчитана на перегрузки до +7 / -4 g. На самолете буду установлены катапультные кресла К-93 (Н=0, V=0).

Самолет УТС-800 будет оснащен отечественным турбовинтовым двигателем (ТВД) ВК-800ПС (разработки «ОДК-Климов»). Отметим, что базовый ТВД ВК-800С дорабатывается в течение длительного времени, и на мотор еще предстоит получить сертификат. Есть обещания разработчиков сделать это к 2024 г.

 

Нынешний политический и экономический кризисы выявили, что современная Россия весьма зависима от зарубежных технологий. Их наличие прослеживается во всех отраслях экономики. Не будет в стране многих видов зарубежной высокотехнологичной продукции, и экономика России войдет «в штопор».

Юрий Пономарев

Фото холдинга "Вертолеты России"