Cложная ситуация на авиазаводе, выпускающем самолеты МВЛ L-410

Будущее чешской компании «Эйкрафт Индастриз», принадлежащей российской УГКМ и выпускающей самолеты семейства L-410, не ясно из-за санкций Европейского союза в отношении России

Руководство компании «Эйкрафт Индастриз» обратилось с открытым письмо (размещено на сайте компании), в котором заверило, что «своим приоритетом руководство компании видит продолжение производства самолетов Let L-410 и сохранение рабочих мест для тысячи сотрудников». «Мы являемся и всегда были мультикультурной организацией, в которой почти тысяча сотрудников из Чехии, Словакии, Украины, Белоруссии и России. Мы сотрудничаем и работаем в партнерстве, мы коллеги и друзья». В открытом письме руководство чешской компании признает, что тот факт, что предприятие в настоящее время принадлежит российскому собственнику, «вероятно, изменит многое для нас, но мы сами не знаем, какими будут последствия».

Необходимо сказать, что расположенное в чешском городе Куновице предприятие компании «Эйкрафт Индастриз» (Aircraft Industries), находится в собственности российской Уральской горно-металлургической компании (УГМК).

В августе 2013 г. УГМК стала 100% владельцем акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз», которая серийно строит самолет для местных авиалиний (МВЛ) L-410. Продвижением самолета МВЛ L-410 на рынок и финансированием заказов занимается крупнейшая лизинговая компания России – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), на 100% принадлежащая Минтрансу России. Сейчас выпускается русифицированная версия самолета, в которой импортозамещен ряд бортовых систем.

В декабре 2018 г. в городе Арамиль (население чуть более 15 тыс. человек) Свердловской области состоялась торжественная церемония пуска в эксплуатацию нового сборочного цеха Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), расположенного рядом с аэродромом Уктус. Новый цех предназначен для лицензионной сборки чешских самолетов МВЛ семейства L-410.

В 2019 г. планировалось собрать по лицензии 18 самолетов L-410, а в 2020 г. – 20 машин. В 2021 г. стало известно, что в 2020 г. заказчики получили пять воздушных судов марки L-410 против семи годом ранее, а в прошлом году УЗГА поставил заказчикам не менее 4 самолетов L-410. Более десятка самолетов L-410 приобрело Минобороны России в течение нескольких лет.

На местных авиалиниях Сибири, Дальнего Востока, Севера и др. регионов страны машины L-410 перевозят пассажиров, почту и грузы. Сейчас в эксплуатации находится немногим более 40 самолетов. В эксплуатации по всему миру на декабрь 2021 г. находилось около 350 машин марки L-410.

На самолетах L-410, которые в виде машинокомплектов поставляются в Россию на предприятие УЗГА, устанавливаются два турбовинтовых двигателя (ТВД) Walter M601E, с взлетной мощностью 750 л.с. каждый. С 2009 г. компания «Валтер Эджин» (Walter Engine) принадлежит американской компании «Дженерал Электрик».

Руководство госкорпорации (ГК) «Ростех», куда входит УЗГА, заявило, что ТВД Walter M601E будет заменен на отечественный ТВД ВК-800С. Перспективный двигатель ВК-800 – это силовая установка, разрабатываемая в компании «Климов» «с чистого листа» в течение последние 20 лет. Разработка ВК-800 в версии для установки на вертолетах (с литерой «В») началась в начале 2000-х годов. Турбовальный двигатель (ТВД) ВК-800В 5-го поколения в классе мощности 500-800 л.с. создавался в первую очередь для применения в качестве силовых установок для вертолетов малой грузоподъемности. Изначально двигатель планировался для установки на легких вертолетах «Ансат» и Ка-226, на которых с самого начала их серийного производства и по сегодняшний день устанавливаются канадские, английские и французские ТВД. На протяжении длительного времени финансирование проекта по ВК-800 велось в вялотекущем режиме  за счет собственных средств компании, а также незначительных, по утверждению разработчиков, бюджетных средств.

Стоит напомнить, что весной 2019 г. ведущий конструктор проекта по созданию двигателя ВК-800С (для самолетов) Виталий Логинов сообщил о завершении разработки мотора в ближайшие годы. В.Логинов тогда заявил, что в «ближайшее время двигатель ВК-800С соберут «в железе» и начнут проводить испытания на двух самолетах, один из которых будет переоборудован в летающую лабораторию». В 2019 г. разработчики намеревались использовать стендовую базу Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) для проведения сертификационных испытаний мотора ВК-800С. Сертификация самолета МВЛ L-410UPV-E20 с турбовинтовым двигателем ВК-800С намечалась на 2020 г. С тех пор руководство ГК «Ростех» хранит молчание про программу по двигателю ВК-800С, как воды в рот набрало.

Сказывается малоэффективно, «рыхлое» управление всеми авиационными проектами. Сроки реализации программ постоянно затягиваются.

Еще несколько лет назад эксперты полагали, что основной интерес собственников УГМК, которые владеют 100% пакетом акций чешского авиазавода, – генерального директора Андрея Козицына и президента компании Искандара Махмудова – в реализации проекта по L-410 состоит в увеличении европейской «дочкой» УГМК объемов производства узлов и деталей на авиазаводе в Чехии, а на Урале будет производиться только крупноузловая сборка, что и осуществлялось до начала боевых действий на Украине.

Досье сайта

Самолет L-410 (Л-410) «Турболет» – многоцелевой двухмоторный самолет для местных воздушных линий пассажировместимостью до 19 человек. Старт разработке машины был положен в Чехословакии в 1966 г. Летные испытания с канадским турбовинтовым двигателем (ТВД) Пратт-Уитни РТ6А-27 начались в апреле 1969 г., а в 1973г. впервые в небо поднялся самолет L-410M, оснащенный чешскими ТВД Вальтер М-601А. В 1979 г. началось производство усовершенствованной модификации чешского самолета – машины L-410UVP (УВП), которая стала основной серийной моделью.

Начиная с 1969 г. было построено более 1110 самолетов марки L-410 различных модификаций, 862 из них поступили в СССР.

Юрий Пономарев

Фото УЗГА