Как можно заполучить многочисленные санкции

Военная кампания в Украине привела к непредсказуемым последствиям в авиационно-космической сфере России и отбросит ее назад

Исходя от запрета Роскомнадзора для СМИ на упоминание слов «война», «вторжение» и «нападения», буду называть нынешние боевые действия в Украине словосочетаниями «кровопролитие», «военная кампания» и «вооруженное столкновение». Можно с большой долей уверенности предположить, что блицкрига не получилось, военная компания перешла в новое качественное состояние на поле брани. Несомненно, вооруженные столкновения в соседнем государстве приняли характер народного жертвенного кровопролития, как летом, осенью и зимой 1812 г. и т.д.

Можно уверенно предположить, анализируя заявления официальных представителей власти, что они не предполагали такого обвального количества санкций в области бизнеса, промышленности, культуры, спорта и др. со стороны стран мира. Речь пойдет только о санкциях в области авиации и космонавтики.

Авиатранспортная отрасль: закрытие неба и требование возврата авиалайнеров

В течение прошлого года отечественными авиакомпаниями суммарно перевезено свыше 111 млн. человек, что на 60% больше, чем в 2020 г., но на 10,3% меньше чем в допандемийном 2019 г.

Можно с большой долей уверенности предположить, что через три месяца самолеты отечественных авиакомпаний зарубежного производства встанут на прикол. Это произойдет из-за санкций руководства Европейского союза (ЕС), введенных 26 февраля, и требующих прекращения договоров аренды между арендодателями из ЕС и авиакомпаниями России до 28 марта. Санкции затронут большинство пассажирских самолетов отечественных авиакомпаний. Также запрещены новые поставки, техобслуживание и страхование всех воздушных судов.

По словам экспертов, запрет ремонта и страхования заблокирует даже те самолеты, которыми авиакомпании владеют напрямую. С учетом введенных аналогичных санкций США отечественный авиарынок может лишиться 2/3 всех гражданских самолетов. Возможно, руководство России запретит авиакомпаниям возвращать самолеты лизингодателям, но такая конфискация поставит крест на любых дальнейших взаимоотношениях.

В России большая часть гражданского авиапарка зарубежного производства: американской компании «Боинг» (Boeing), международной компании «Эрбас» (Airbus), бразильской компании «Эмбраер» (Embraer) и канадской «Бомбардье» (Bombardier). По данным Росавиации, это суммарно около 750 самолетов из 980 авиалайнеров, находящихся в эксплуатации.

Первым закрыл небо для всех российских воздушных судов Евросоюз и Великобритания (всего 37 стран): Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды и др.

1 марта США и Канада закрыли воздушное пространство для всех воздушных судов России. В ближайшей перспективе – глубочайший кризис в авиаперевозках на внутренних и международных авиалиниях. Полупаралич, одним словом.

Гражданский сектор отечественного самолетостроения рухнул в одночасье

Вопрос вопросов: сколь долго продлиться это обрушение. Евросоюз (ЕС) запретил продавать в Россию самолеты, вертолеты, запчасти, радиоэлектронное и бортовое оборудование, двигатели для самолетов и вертолетов. Евросоюз решил ограничить России доступ к важнейшим передовым технологиям, таким как производство микроэлектроники и программно-математическое обеспечение (ПМО).

И все же, пожалуй, наибольшие риски связаны с отказами в поддержке оборудования и ПМО на объектах информационной инфраструктуры. Весь российский рынок составляет десятые доли процента от мирового, потери для глобальных корпораций не существенны.

Под санкции Евросоюза попали, в частности, корпорация «Иркут», госкорпорация «Ростех», Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), ОАО «Алмаз Антей», ОАО «Ракетно-космический центр «Прогресс», холдинг «Вертолеты России» и др.

Под санкции попала и Белоруссия за то, что поддержала Россию в кровопролитии в Украине. Всего в список включены 22 оборонных предприятия, в том числе компании, производящие системы радиоэлектронной борьбы, ракеты, беспилотные летательные аппараты и др. Россию последовательно «выдавливают» с международного рынка вооружений и военной техники.

Какое-то время авиазаводы в Комсомольске-на-Амуре и в Иркутске, где ведется финишная сборка регионального самолета «Суперджет-100» и ближне-среднемагистральных авиалайнеров семейства МС-21, будут работать в обычном режиме, т.к. определенное количество комплектующих иностранного производства на складах есть, а затем конвейер встанет.

Стоит напомнить, что у «Суперджета-100» около 40% комплектующих иностранного производства, в частности, комплекс авионики разработанный и производимый французской компанией «Талес».

В текущем году на 1 марта на дальневосточном авиазаводе построено 3 самолета «Суперджет-100» (SJ-100). Сейчас средний темп производства самолетов на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре составляет один SJ-100 в месяц. Всего на 1 марта 2022 г. суммарно построено 222 машины «Суперджет-100». Стоит напомнить, что в 2021 г. на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) на предприятии АО «Региональные самолеты (РС)» (филиал корпорации «Иркут») построили 12 машин марки «Суперджет-100» (SJ-100).

Сейчас уже нет смысла продолжать проводить дополнительные сертификационные испытания машины МС-21-300, оснащенной турбореактивными двигателями PW1400G-JM американской компании Пратт-Уитни (Pratt & Whitney), которой предстояло пройти  испытания в условиях высокогорья, жары и др.

Стоит напомнить, что для самолетов марки МС-21-300 с американскими двигателями и машины МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14 часть авионики поставляется американскими компаниями Honeywell, UTC Aerospace Systems, Collins Aerospace. Американская компания Goodrich при участии российской компании «Авиаприбор» поставляет систему управления полетом. Американская компания Hamilton Standard отвечает за поставки электрогенераторов и вспомогательного бортового электрооборудования.

Месяц назад план по выпуску первых серийных машин МС-21-300 на Иркутском авиазаводе в 2022 г. был таков: три авиалайнера в течение года.

Стоит напомнить, что в прошлом 2021 г. для авиакомпаний на отечественных авиазаводах по существу было построено всего 12 самолетов гражданского назначения, а суммарно отечественные авиакомпании получили 27 машин (15 авиалайнеров SJ-100 были поставлены со «склада», где находились несколько лет).

Тяжелое положение в отрасли будет продолжаться до тех пор, пока Россия не сможет наладить производство самолетов МС-21-310 и SSJ-NEW, у которых импортных комплектующих будет не более 10%. Время показало, что управление отраслью настолько малоэффективное, что на импортозамещение и сертификационные испытания уйдут годы.

Даже на легком многоцелевом самолете ЛМС-901 «Байкал» (имеет девять мест), который начал проходить летно-конструкторские испытания в январе нынешнего года стоит турбовинтовой двигатель (ТВД) GE H80-200 (чешского подразделения американской компании General Electric – GE) мощностью 800 л.с. Двигатель H80 – это улучшенная модификация чешского двигателя Walter M601, более мощная и экономичная. В дальнейшем импортный двигатель планируют заменить на отечественный ТВД ВК-800СМ. Напомним, что двигатель ВК-800 разрабатывается с начала 2000-х годов.

Из-за эмбарго произойдет приостановка серийного производства легких многоцелевых вертолетов «Ансат», Ка-226Т и машины средней грузоподъемности Ка-62, которые оснащаются двигателями зарубежного производства. Упомяну, к примеру, что план Казанского вертолетного завода на 2022 г. – 41 вертолет марки «Ансат». Кстати, надо сказать, что на вертолеты марки «Ансат» проявился стабильный спрос на внутреннем и зарубежных рынках.

Следует также упомянуть мелкосерийное производство на Таганрогском авиазаводе самолета-амфибии Бе-200, оснащаемого украинскими двигателями Д-436ТП.

Ракетно-космическая промышленность: уход России с мирового рынка пусковых услуг на неопределенное время

3 марта Совет директоров компании международной компании «Ван Вэб» (OneWeb) проголосовал за приостановку всех запусков телекоммуникационных спутников OneWeb с помощью ракетоносителей (РН) типа «Союз».

Ранее «Роскосмос» поставил условия для запуска 5 марта нынешнего года РН «Союз-2.1б» с 36 космическими аппаратами OneWeb: международная компания OneWeb Satellites должна предоставить доказательства, что космические аппараты будут использоваться только в гражданских целях, а британское правительство должно выйти из состава акционеров компании. Необходимо сказать, что запуск 5 марта был уже проплачен зарубежной стороной – компанией OneWeb Satellites (50% акций принадлежит AIRBUS Defence and Space и 50% акций принадлежит британской компании OneWeb). Космические аппараты OneWeb изготавливаются в США.

Ультиматум был отвергнут, и РН «Союз-2.1б» с 36 спутниками OneWeb сняли со стартового комплекса и увезли в монтажно-испытательный корпус. Для выведения спутников OneWeb на самарском предприятии «Прогресс» в 2022 г. планировалось изготовить за валюту шесть РН серии «Союз».

Европейское космическое агентство (ЕКА) приостановило запуски своих спутников с помощью РН «Союз-СТ-Б» с космодрома Куру во французском департаменте Гвиана. В последние годы с космодрома в Куру в среднем производилось 2-3 пуска РН «Союз-СТ-Б», производимых в Самаре. Например, в 2020 г. году в рамках отечественных госпрограмм и по зарубежным контрактам в космос суммарно стартовало 17 РН серии «Союз».

Полагаю, что Илон Маск и топ-менеджеры американской компании SpaceX сейчас в срочном порядке переверстывают производственные планы по выпуску РН Фалькон 9 в сторону увеличения.

Руководство Роскосмоса заявило, что российские специалисты не будут обслуживать приобретенные США 24 двигателя РД-180. С середины 90-х годов в США было поставлено из России 122 двигателя РД-180 для ракет серии «Атлас», из них использовано 98 ЖРД. Продажа двигателей РД-180 и РД-181 (для РН серии «Антарес») в США прекращается с марта 2022 г. В последние годы в среднем американской стороной ежегодно приобреталось от 8 до 12 ЖРД. В августе 2021 г. первый заместитель генерального директора госкорпорации «Роскосмос» по экономике и финансам Максим Овчинников сообщил, что поставка двигателей в США приносит производителю ЖРД РД-180 и РД-181 – НПО «Энергомаш» – в год около трети выручки: это порядка 10-12 млрд. рублей. Кстати, американская компания ULA уже создала аналог РД-180 – ЖРД ВЕ-4.

У России сейчас не хватает собственных ресурсов, чтобы самостоятельно реализовать крупный научный проект по исследованию дальнего космоса. Под вопросом запуск к Марсу автоматической станции (АС) в рамках российско-европейского проекта по исследованию Красной планеты – ExoMars-2022. Запуск АС планировалось осуществить с космодрома Байконур с помощью РН «Протон-М» осенью 2022 г.

И под конец еще одна горькая «пилюля»: Германия отключила свой телескоп на космической обсерватории «Спектр-РГ», которая является совместным с Россией проектом.

Юрий Пономарев

 

Фото сайта ОАК